Каталог книг

А. Пушкин Капитанская дочка. История Пугачева

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА первый настоящий исторический труд А.С.Пушкина. Вышел в свет в декабре 1834 года в двух томах. Первый том содержал текст и примечания Пушкина; второй состоял исключительно из исторических документов (манифесты, донесения и мемуары). По меткому слову Белинского, она пером Тацита писана на меди и мраморе . Настоящая книга максимально приближена к оригиналу 1834 года. В 2014 году ИСТОРИИ ПУГАЧЕВА исполняется 180 лет. КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА - повесть А.С.Пушкина, написана по следам ИСТОРИИ ПУГАЧЕВА, можно считать, что без ИСТОРИИ ПУГАЧЕВА КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА никогда бы не увидела свет. КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА впервые была напечатана в Современнике (1836, т. IV). Осталась неопубликованной глава о бунте крестьян в деревне Гринева, которую Пушкин в своих бумагах назвал Пропущенной главой . Она увидела свет только в 1880 году. В настоящей книге в повести добавлена Пропущенная глава .

Характеристики

  • Вес
    550
  • Ширина упаковки
    140
  • Высота упаковки
    30
  • Глубина упаковки
    200
  • Тип издания
    Авторский сборник
  • Тип обложки
    Мягкая обложка
  • Тираж
    500
  • Редактор
    Александр Филиппов
  • Произведение
    Капитанская дочка. История Пугачева

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
А. С. Пушкин Капитанская дочка ISBN: 978-5-9555-1374-4 А. С. Пушкин Капитанская дочка ISBN: 978-5-9555-1374-4 15 р. ozon.ru В магазин >>
Александр Пушкин История Пугачевского бунта Александр Пушкин История Пугачевского бунта 189 р. litres.ru В магазин >>
Александр Пушкин Капитанская дочка ISBN: 978-5-389-04732-7 Александр Пушкин Капитанская дочка ISBN: 978-5-389-04732-7 127 р. ozon.ru В магазин >>
Александр Пушкин Капитанская дочка ISBN: 978-5-17-036272-2, 978-5-271-14474-5, 978-985-13-8052-3 Александр Пушкин Капитанская дочка ISBN: 978-5-17-036272-2, 978-5-271-14474-5, 978-985-13-8052-3 0 р. litres.ru В магазин >>
Пушкин Александр Сергеевич Капитанская дочка ISBN: 978-5-9555-1374-4 Пушкин Александр Сергеевич Капитанская дочка ISBN: 978-5-9555-1374-4 15 р. book24.ru В магазин >>
Капитанская дочка Капитанская дочка 360 р. bookvoed.ru В магазин >>
А. С. Пушкин Дубровский. Капитанская дочка ISBN: 978-5-08-005720-5 А. С. Пушкин Дубровский. Капитанская дочка ISBN: 978-5-08-005720-5 212 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

История Пугачевского бунта» и роман Пушкина «Капитанская дочка», Пушкин Александр

«История Пугачевского бунта» и роман Пушкина «Капитанская дочка»

«История Пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка» посвящены одному и тому же событию – восстанию Пугачева, но два этих произведения очень различаются между собой.

«История Пугачевского бунта» – это документальное произведение, основанное на точных данных. Автор подробно исследует появление Пугачева в уральских степях, развитие движения восставших, точный его маршрут. Сведения из документов изложены точно, сухо, без эмоций. Так же рассказывает Пушкин и о пленении и казни Пугачева. Роман «Капитанская дочка» написан иначе. В нем в центре повест-вования – история вымышленных героев: Гринева, Швабрина, Маши Мироновой. Но их личные события происходят на фоне событий исторических, к которым ни автор, ни герои не остаются равнодушными.

Встреча Гринева и Пугачева происходит случайно, во время бурана в степи. Пугачев много странствовал, и такая встреча героев вполне была бы возможна. Но портрет героя в «Истории…» и в романе совсем различный. В «Истории Пугачевского бунта» дан стандартный словесный портрет: «сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином». А в романе портрет героя психологический, то есть по нему можно определить характер героя: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч… живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Ум и лукавство видны в этом портрете в отличие от документального изложения.

Автор также художественно обыгрывает в романе разные детали. Пугачев много скитался, подбивая казаков к восстанию. Пушкин изображает иносказательный разговор с хозяином постоялого двора, где идет речь об этой подготовке. Известно, что Пугачев был неграмотен. Это также рисуется Пушкиным в комической сцене подачи челобитной Савельичем. Пугачев вертит бумагу в руках «с видом значительным» и отдает ее своему «секретарю»: «Что ты так мудрено пишешь? Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать». Наконец, автор показывает характер Пугачева в самых разных ситуациях: при взятии крепости, на пиру со своими «генералами», в беседе с Гриневым и Швабриным.

Всюду Пугачев показан как живой человек, иногда жестокий, иногда благородный, иногда авантюрист. И автор не остается бесстрастным наблюдателем. Глазами Гринева он показывает разорение русских деревень после бунта, смерть людей, их страдания и как бы от его лица говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» В эмоциональности авторской позиции и есть главное отличие романа от «Истории Пугачевского бунта», документального произведения.

Источник:

school-essay.ru

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» А

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Основа повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина - события, произошедшие в 1773-1774 гг. Автор изображает крестьянское восстание, которое возглавил Емельян Пугачев.

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Краткое содержание книги

Для более глубокого понимания того образа, который был воссоздан гениальным писателем, обратимся к основным моментам книги.

Молодой дворянин Петр Гринев отправляется служить в Белогорскую крепость. Он знакомится с дочкой капитана, Марией Мироновой, в которую позднее влюбляется. Петр дружит с офицером Швабриным, также влюбленным в капитанскую дочку. Между молодыми людьми происходит дуэль, в ходе которой Гринев получил сильное ранение. Мария и Петр любят друг друга, но родители недовольны выбором сына.

Емельян Пугачев захватывает крепость, погибают родители Маши, которая прячется у попадьи. Швабрин пытается вынудить Марию выйти за него замуж. Петр освобождает девушку и попадает под арест. Мария отправляется в Петербург и спасает своего жениха. Гринева освобождают. Молодые люди становятся счастливыми мужем и женой.

Примерно так выглядело бы краткое содержание повести, если бы в ней не было Емельяна Пугачева. Не сказано ни слова об этом персонаже, и, казалось бы, суть повествования не нарушена.

Каков же образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»? В сокращении, передавая только краткое содержание, трудно рассказать об этом герое. Портрет Пугачева наиболее полно прорисовывается во время встреч с Гриневым, которые, по сути, могли быть оформлены в отдельное произведение.

Четыре встречи Гринева с Пугачевым

Как уже говорилось выше, Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» раскрывается в ходе четырех встреч с Гриневым.

Первая встреча определила ход их дальнейших взаимоотношений. Пугачев вывел Гринева из степи во время бурана. Петр думал, что его провожатый - простой путник. Он отдал Пугачеву заячий тулуп, что и положило начало отношениям, основанным на христианских понятиях.

Вторая встреча этих персонажей происходит в Белогорской крепости, которую заняли повстанцы. Пугачев узнал в дворянине молодого человека, подарившего ему в благодарность тулуп. Гринев отказался присягнуть атаману, чувство долга перед отечеством оказалось выше страха за собственную жизнь. Об этом Петр откровенно говорит Пугачеву, интуитивно чувствуя, что у самозванца есть свои понятия о чести и долге.

Шокирующее впечатление произвело на Гринева заседание военного совета. Было видно, что со своей «свитой» самозванец общается на равных. Отношения между всеми присутствующими, скорее, походили на дружеские. Больше всего Петра потрясло исполнение участниками «заседания» песни о виселице. Казалось, все присутствующие, в том числе Пугачев, понимают исход своей судьбы.

Третья встреча двух героев повести произошла, когда Гринев воевал против самозванца в Оренбурге и получил весточку от Маши, которая написала ему о том, что Швабрин вынуждает ее обвенчаться с ним. Петруша поспешил на помощь девушке, но по дороге его остановили посты Пугачева и отправили к самозванцу. Емельян узнал Гринева и тепло поприветствовал. К счастью Петра, в силу снова вступили его дружеские отношения с Пугачевым, и самозванец оказал помощь Гриневу в освобождении любимой, как только услышал, что обижают сироту.

Даже Швабрин не помешал благородному поступку атамана, сообщив Пугачеву, что Мария – дочь Миронова. Емельян рассердился, что от него был скрыт этот факт, но откликнулся на призыв Гринева отпустить его и сироту.

Последняя встреча молодого дворянина с атаманом состоялась во время казни последнего. Пугачев узнал своего друга, кивнул ему, а спустя мгновение его мертвая голова была выставлена напоказ.

Сочинение на тему «Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» часто воспринимается учениками как довольно простое. Однако данный персонаж настолько сложен и многогранен, что более углубленный анализ приводит учащихся к непростым выводам, вызванным многогранностью личности Пугачева. Так, например, он показывает себя беспощадным в отношении родителей Маши Мироновой, но к ней проявляет великодушие.

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора к герою

Емельян Пугачев на страницах книги изображен Пушкиным не убийцей, показанным историками XVIII-XIX веков, а умным и смелым вожаком народа. Смекалистый, энергичный, способный вести за собой - таков образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Сочинение каждого школьника обязательно должно упоминать об этих качествах героя.

В отношении дворянского сословия и представителей власти Пугачев беспощаден, в их лице он видит врагов. Кровожадный, жестокий – эти черты также определяют образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка».

Сочинение об этом персонаже обязательно затрагивает тему убийства капитана Миронова и его жены, с которыми самозванец обошелся беспощадно. Хладнокровие, с которым он убивает людей, поражает.

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» немного комичен. А. С. Пушкин изображает самозванца как простого казака. Речь его полна народными пословицами и поговорками. Он велит своим «ребятам» называть его царем-батюшкой. При этом в его отношениях с людьми отсутствует чинопочитание, и каждый может оспорить его мнение. Пугачев осознает, что обречен на погибель, и понимает, что его могут легко предать.

Пушкин симпатизирует Пугачеву, но за его иронией легко уловить насмешку над этим персонажем.

Национальный русский характер

Сочинение на тему «Образ Емельяна Пугачева в повести "Капитанская дочка"» обязательно должно содержать идею, которую выражает этот герой сказкой об орле и вороне. Самозванец считает, что лучше жить недолго, но достойно, чем существовать много лет, питаясь падалью.

Подчеркивая в этом герое ум, храбрость, смекалку, автор показывает лучшие черты характера русского народа.

Отношение Пушкина к крестьянскому восстанию

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка», безусловно, наделен множеством положительных характеристик. Однако Пушкин вовсе не идеализирует этого героя. Автор повести негативно относится к разного рода кровопролитиям и отдает предпочтение реформам. Он называет русский бунт бессмысленным и беспощадным. Автор не ставил себе задачу показывать в своем произведении злодеяния бунтарей, а просто пытался воссоздать историю.

Пугачёв на страницах истории и в произведении Пушкина

Обратившись к работам историков, можно выяснить, что Пугачев - уроженец станицы Зимовейской Донской области. Его фамилия произошла от прозвища деда самозванца - Михаила Пугача.

В официальных исторических документах Пугачев характеризуется исключительно как вор, убийца и самозванец.

Однако Пушкин показал Емельяна Пугачева талантливым народным вождем. Он обратил внимание на другую сторону этой личности и, скорее всего, был прав, наделив его умом, энергичностью, харизмой, ведь не будь самозванец таковым, он не смог бы возглавить крестьянское восстание подобного масштаба.

Идея бунта в книге «Капитанская дочка» находит отголоски в романе Пушкина «Дубровский». Емельян Пугачев - более колоритная фигура, чем Владимир Дубровский. Тем не менее, оба героя – бунтари, вышедшие из разных сословий, но обладающие общими чертами «разбойничьего благородства».

Источник:

fb.ru

Капитанская дочка: образ Пугачева в Капитанской дочке

Капитанская дочка

Повесть была задумана А. Пушкиным, когда он работал над романом «Дубровский» в 1832 году и изучал историю русского крестьянства, образно раскрытую в произведении «История села Горюхина». Для Пушкина — поэта, публициста, прозаика и историка, современность — результат предшествующего исторического развития России и ее народов. И трагическое положение крестьянства, лишенного элементарных человеческих прав и гражданских свобод, он также рассматривал исторически. «Одна только история народа может объяснить истинные причины, ужасающе бедственного положения крепостного крестьянства», — писал Пушкин. Он внимательно изучает историю крестьянства, содержание и причины многочисленных крестьянских волнений в XVII–XVIII вв. Его привлек и поразил известный факт участия в восстании Пугачева, гвардейского офицера из высшего дворянского сословия. И это был первоначальный толчок к задумке повести «Капитанская дочка». В ходе сбора материала для книги этот факт претерпел значительные изменения, а замысел повести полностью сложился после путешествия Пушкина на Волгу и Урал в 1834 году и окончания работы над книгой «История Пугачева». Долго шел Пушкин к завершению своего замысла. Лишь шестой вариант сюжета повести «Капитанская дочка» удовлетворил взыскательного автора. Гвардейский офицер Шванвич — участник восстания на стороне Пугачева, превратился в главного героя повести Петра Андреевича Гринева — молодого дворянина «средней руки», мечтавшего о гвардейской службе в Санкт-Петербурге, однако направленного в один из отдаленных гарнизонов Оренбургской губернии — в крепость Белогорскую общевойсковым офицером к командиру крепости капитану Миронову. К тому же, Петр Гринев, случаем сведенный с Пугачевым, в отличие от исторически реального Шванвича, лишь в чем-то сочувствовал Пугачеву, оставаясь чуждым ему по духу и сословию. Их связи крайне непрочны. Пушкин часто подчеркивает случайность спасения Гринева, заостряет внимание на опасности его положения, вызванного колебаниями Пугачева к «барчуку».

Повесть «Капитанская дочка» по объему небольшая, однако она тематически так широкоохватна, что многие исследователи называют ее романом. В этой книге нашла яркое отражение жизнь различных социальных слоев в России XVIII века, от крепостного крестьянства, дворянского круга людей до императорского двора Екатерины II, широко показано восстание Пугачева и отношение к нему двора императрицы Екатерины, нравы, быт повстанцев, народные традиции. В «Капитанской дочке» представлены исторически реальные картины, широко охватывающие российскую действительность эпохи Екатерины II — эпохи, отмеченной широкими волнениями крестьянства — от Казани до Урала. Пушкин ярко показывает и глубоко раскрывает весь комплекс явлений и событий, связанных с восстанием крестьянства. В художественных образах освещает социальные истоки, причины самого восстания и исторически обосновывает самозванство Пугачева, присвоившего себе титул русского царя Петра III. В повести находим картины кровавых расправ крестьян с помещиками, милосердие и жестокость Пугачева, дворянской расправы с восставшим крестьянством. Автор, раскрывая отрицательное отношение крестьян к помещикам, дворянам и к двору Екатерины, указывает и на слепую веру в «царя-батюшку».

В повести показаны самые различные слои общества и представители разных народов, населявших юг Урала. Значительный интерес вызывают образы башкира, калмыка, чуваша, черемиса — свидетельство не узкого движения недовольных жизнью повстанцев, а широкого всенародного крестьянского восстания. Пушкин, оставаясь верным самой истории, изображает пугачевское восстание не разбойничьим бунтом, а именно широко организованным восстанием, но лишенным будущего, обреченным на неминуемое поражение. Самозванный Петр III (Пугачев) пользуется в крестьянских кругах, так сказать, «всенародным признанием». Пушкин неоднократно это показывает в повести: «Народ повалил на площадь, жители выходили из домов с хлебом и солью». При появлении Пугачева «раздавался колокольный звон» (гл. VII); «Народ пошел провожать Пугачева» (гл. VIII); Народ толпился на улице. кланялся в пояс" (гл. X). Где бы ни появлялся самозванец Петр III, везде его встречают люди восторженно, возбужденно, радостно. И это естественно, ибо темные малообразованные народы России и не могли себе представить жизнь без царя-батюшки. Это — многовековая традиция, и Пушкин не мог ее нарушить, ибо это влекло за собой искажение исторической действительности. Всеохватную роль «правдивого вымысла» в исторической прозе (романе, повести, рассказе) и в частности в «Капитанской дочке» Пушкин увязывал с требованием правдиво освещать историю, исторически верно рассказывать о людях и событиях прошлого, взятых для сюжета своего произведения; романист обязан, считал Пушкин, «воскресить минувший век во всей его истине».

Образ Пугачева в Капитанской дочке

Образ Пушкинского Пугачева в капитанской дочке, в отличие от многих других попыток в XIX веке осмыслить эту необычную фигуру в истории, это прежде всего незаурядная личность и в то же время человек, не лишенный недостатков. В нем органично сочетаются и качества смелой личности, вождя и организатора народного движения и удалого разбойника с «загубленной головушкой». Об этом говорит и эпиграф, предпосланный главе «Вожатый», которая знакомит читателя с обликом Пугачева: «. сторона незнакомая. Завела меня, доброго молодца, простота, бодрость молодецкая и хмелинушка кабацкая» (из старинной песни). В этом эпиграфе — значительная часть авторской характеристики Пугачева. И первая встреча читателя с Пугачевым сопровождается нелестными эпитетами «черное», «воз не воз», «волк или человек», «добрый молодец» и т. п. Однако это вовсе не значит, что Пушкин в образе «доброго молодца» Пугачева видел личность только отрицательную. Образ Пугачева при всем этом, с одной стороны, «овеян искренним и глубоким сочувствием поэта», с другой — реалистичностью изображения Емельяна Пугачева — таким, каким он был на самом деле:

Вот мой Пугач — при первом взгляде Он виден: плут, казак прямой! В передовом своем отряде Урядник был бы он лихой.

(Из письма к Денису Давыдову)

В повести Пушкин часто указывает на такие качества характера Пугачева, как пытливость, большой разум, смекалка; он свободен от рабского унижения, так характерного для множества крестьян. Образ Пугачева в значительной мере раскрывается в сценах и картинах взаимоотношений с Петром Гриневым. Судьба Петра Гринева переплетается с семьей Мироновых — комендантом крепости Иваном Кузьмичом, его женой, Василисой Егоровной, дочка Машенькой, и дуэлянтом и повесой Швабриным.

Глубокая связь Пугачева с беднейшими слоями населения, жесткая, доходящая до жестокости непримиримость к дворянству, помещикам-крепостникам и, вместе с тем, христианское великодушие, какая-то присущая только Пугачеву наивная гуманность, лихой героизм, большой необразованный талант, упакованный в казацкую обывательскую скорлупу, и казачья удаль — таковы ведущие черты характера Пугачева, раскрытые Пушкиным в ходе изображения крестьянского восстания и его разгрома.

Капитанская дочка — Швабрин

Галерею образов от императрицы до Савельича дополняет образ гвардейского офицера Швабрина. Он умен, по-дворянски хорошо воспитан, дерзок, порывист, но легкомыслен. Безумно влюблен в Машеньку Миронову, ради нее готов на предательство своего сословия — из гвардейского офицера превращается в сообщника Пугачева.

В личности Швабрина показана паразитическая часть «золотой» дворянской молодежи екатерининского времени. Он вполне усвоил традицию «полупросвещения», растеряв высшее достоинство императорской гвардии — офицерскую честь. Эта черта проявилась и в дуэли с Гриневым. Он наносит шпагой удар в то время, когда Петр был не готов к отражению. И его любовь к Машеньке в сущности бесчестна, эгоистична, лишена глубокого чувства. Швабрин морально опустошен.

Капитанская дочка — Мироновы

Как бы в противовес эгоисту Швабрину, презирающему Мироновых, попирающему офицерскую честь и человеческое достоинство, в повести представлена семья коменданта крепости — «людей государственных», патриархальных взглядов, простых и добродушных. Безвестный, ничем не примечательный комендант крепости, прошедший армейскую службу от рядового солдата до капитана, его жена представляют ту часть обедневшего дворянского сословия, которому присущи и высокие патриотические чувства и самоценное понимание воинского долга. Они добродушны и простосердечны, наивны и доверчивы, как дети. И в то же время в них уживается и суровость оценок происходящего и жестокость по отношению к взбунтовавшимся крестьянам. В сущности Мироновы — плоть от плоти крепостники. Их добродушие и милосердие вмиг исчезают, когда они соприкасаются с крестьянским неповиновением. Такова нравственная сущность крепостнической действительности, раскрытая Пушкиным в характерах старших Мироновых. Повесть «Капитанская дочка» учит нас понимать и правильно оценивать характеры и поступки людей, различать честность, мужество, порядочность и преданность; узнавать в человеке подлые и низкие черты, прикрытые камуфляжем благородства и чести.

В правдивом изображении пугачевской истории важную роль играет язык героев, в котором отражаются их характеры, своеобразие мысли, чувства, условия их жизни в период восстания. Лаконична, выразительна речь Пугачева, который постоянно прибегает к пословицам. Строго литературным, присущим дворянству языком говорит Гринев; просторечно выражаются люди старшего поколения — в семье Мироновых; в языке слуги Гринева — старого человека Савельича сочетаются просторечные выражения с литературными оборотами, заимствованными им у дворян. Вообще язык повести, речевые характеристики героев — предельно точны и лаконичны.

Правда и художественный вымысел в повести "Капитанская дочка"

В одном из стихотворений А. Пушкин предельно полно выразил всепоглощающую роль художественного вымысла в правдивом изображении живой или исторической («окаменевшей во времени») действительности: «над вымыслом слезами обольюсь». Были попытки в наше время «расшифровать» эту замечательную поэтически оформленную концепцию художественной литературы — вообще любого искусства. И всегда получалось плохо, примерно так: «От души порадуюсь тому, что сам выдумал», т. е. сказал или рассказал то или о том, чего не было, т. е. солгал. А это безнравственно: всякая сплетня тоже есть «выдумка»; или: «обмани человека ловко и радуйся своему обману» — в сущности это то же самое — безнравственность. Так что же, выходит Пушкин — одобритель лжи, зовет людей к обману? Ничего подобного! Все реалистическое искусство — будь то поэзия, проза, живопись или тем более музыка — потому в высшей степени правдиво, что в основе его как нечто базовое, непременное лежит вымысел; правда — не вообще всякий вымысел, а художественный, поэтический вымысел, благодаря которому и создается автором произведение. Художественный вымысел всегда основывается на конкретном жизненном материале, конкретных жизнеутверждающих фактах, представляемых в произведении в виде ярких запоминающихся картин, взятых из происходящих событий и явлений действительности — картин, отображающих дух, атмосферу времени, состояние, становление или развитие общества. Художественный вымысел — это совокупность изобразительных средств, воссоздающих правду жизни, которая определяется как художественная правда.

Великий русский критик XIX века В. Г. Белинский, суждения которого о значении художественного вымысла и теперь не утратили своей ценности, подчеркивал, что писатель или поэт «не обязан описывать, как герой его романа обедал каждый раз; но поэт может изобразить один из его обедов, если этот обед имел влияние на его жизнь». И далее, прибегая к более конкретному суждению, добавляет: «Если герой романа рыцарь, то поэту не для чего описывать все его поединки и сражения, но поэт может описать. и один поединок. если характер героя обозначился так полно и резко, что мы по одному его поединку знаем уже, как бы он стал сражаться в тысяче других».

В духе этих суждений Белинского А. Пушкин создает художественную правду о восстании крестьянства под предводительством Пугачева, широко используя факты из его многогранной, трагической жизни. Художественная правда в произведении выстраивается с помощью вымысла на ограниченном пространственно-временном поле; воссоздается порой целая эпоха большой страны путем строго отобранных, самых характерных фактов живой действительности.

Повесть «Капитанская дочка» отмечена той особенностью, что действие разворачивается на небольшом пространстве и в сравнительно ограниченное время, однако сюжет ее воссоздает сложную картину социальной жизни России XVIII века — от дворцовой жизни императрицы Екатерины II, дворянского быта, до глубин крестьянского волнения. В повести представлены образы исторически реальных людей — Пугачев, Екатерина II, Белобородое, Хлопуша, генералы, офицеры регулярной армии и войска восставшего крестьянства. Действуют и вымышленные Пушкиным герои — Машенька Миронова, Петр Гринев и другие, дополняющие своими действиями социально-нравственную обстановку в Оренбуржье и стране пугачевского периода. Однако сама историческая картина представлена в переплетении реальных событий с эпизодами, созданными творческим воображением (т. е. художественным вымыслом) Пушкина, что и обусловило правдивость и историческую достоверность повествования в «Капитанской дочке».

Воображение писателя всегда необходимо. Кому, скажем, известно, что и как говорил Пугачев в частной беседе со своими единомышленниками за утренней трапезой или, что и как он думал, осмысляя предстоящее сражение с царскими войсками, или, что чувствовал вымышленный герой Петр Гринев, когда понял, что заблудился в ночной мгле на занесенной снегом дороге в Белогорскую крепость. А вспомним письмо слуги Петра Архипа Савельева отцу молодого барина, которое начинается словами «Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый!» и заканчивается подписью «Верный холоп ваш, Архип Савельев». Все эти и им подобные «факты» в «Капитанской дочке» — вымысел писателя, основанный на своем жизненном опыте, опыте крепостного строя и на возможном психологическом напряжении героев, вызванным сюжетными обстоятельствами.

А кто знает, какие чувства, какое душевное состояние испытал офицер, сначала приговоренный Пугачевым к повешению, а потом им помилованный? Кстати сказать, подобный случай на самом деле произошел в период восстания и зафиксирован в исторических документах.

С помощью художественного вымысла писатель не столько описывает события, сколько правдиво оживляет картины жизни далекого прошлого, сводимые в единое сюжетно-композиционное повествование. Правдивость пушкинского художественного вымысла и достоверность изображения действительности XVIII века подтверждают многие факты из его творческой лаборатории. Например, работая над материалами «пугачевского бунта», Пушкин не смог ознакомиться с протоколами допросов Пугачева. И потому он многое из его биографии и истории восстания вынужден был домысливать, о многом догадываться. Вспомните калмыцкую сказку, рассказанную Пугачевым, где он произнес теперь крылатые слова: " чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там, что бог даст". Смысл этого выражения в том, что прожить пусть малую жизнь, но со славою, с великой пользой. Так вот, когда в XX веке эти протоколы допроса были опубликованы, то неожиданно оказалось, что произнесенные Пугачевым в калмыцкой сказке крылатые слова близки ему по духу и мысли. В протоколе есть такая запись: «что до намерения его идти на Москву и далее, то других видов не имел, как то: если пройдет в Петербург — так умереть славно, имея всегда в мыслях, что царем быть не мог, а когда не удается того сделать, то умереть по сражении: «Ведь все равно я смерть заслужил, так похвальней быть со славою убитым. ».

Художественная правда в повести «Капитанская дочка», несмотря на обилие вымысла в ней, близка к исторической правде о Пугачеве и крестьянском восстании. Пушкин показал и жестокость восстания и свирепый нрав Пугачева.

Вспомним картину разрушения и разграбления в доме Мироновых, лаконично представленную писателем глазами Петра Гринева, который, беспокоясь о судьбе Машеньки, вошел в дом коменданта крепости: «Все было пусто; стулья, столы, сундуки были переломаны; посуда перебита; все растащено». Ту же картину дикого разрушения наблюдаем и в комнате Марьи Ивановны, куда вошел главный герой. Здесь тоже все было перевернуто, разбросано, «шкаф был разгромлен и ограблен; лампадка теплилась еще перед опустелым кивотом». Предельно точен писатель и в речевых характеристиках героев, в той или иной мере раскрывающих облик персонажей. Вот речевая характеристика старого генерала в Оренбурге, подчеркивающая его немецкое происхождение: «Поже мой, — сказал он. — Тавно ли, кашется Андрей Петрович был еще твоих лет. Ах, фремя, фремя!» Своеобразна речь и Пугачева, сочетающая в себе и некую величавость и «холопскую» сущность его происхождения: «Это старинушка, — одергивает он Савельича, — уж не твоя печаль, пропью ли я или нет (обещанную Гриневым „полтину“). Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопское дело не спорить и слушаться». Выражения «не твоя печаль», «старинушка», «твое холопское дело», «слушаться» звучат величественно-назидательно, а «его благородие мне жалует», «его барская воля» — подчеркивают простонародность происхождения Пугачева, а элемент слепой крестьянской покорности — традиционную угнетенность народа самодержавием и дворянством. Барские замашки отмечены в речевых характеристиках молодого барина Петра Гринева — в сущности человека доброго и отзывчивого: «Прошу не умничать! Сейчас неси сюда тулуп», — повелевает он своему слуге.

Повесть Пушкина учит нас понимать и правильно оценивать характеры и поступки людей, отмечать честность, мужество, преданность, узнавать и ос ждать в человеке подлые и низкие порывы. Пушкин обладал «необыкновенным искусством немногими чертами означать весь предмет» (Гоголь). О художественной прозе поэт писал: «Точность и краткость, вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни чему не служат. ».

Этими достоинствами отличается сама повесть писателя — одно из замечательных произведений исторической романистики. «Пушкин написал „Капитанскую дочку“, решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде, — писал Н. В. Гоголь. — В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только сама правда, но еще как бы лучше ее».

Источник:

www.bukinistu.ru

А. Пушкин Капитанская дочка. История Пугачева в городе Рязань

В данном каталоге вы сможете найти А. Пушкин Капитанская дочка. История Пугачева по доступной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть другие книги в категории Художественная литература. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка товара осуществляется в любой город России, например: Рязань, Тула, Самара.