Каталог книг

История политических учений. Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Учебное пособие посвящено мировой истории политических учений. Изложенные в нём материалы являются совокупностью политических теорий и воззрений наиболее известных и выдающихся мыслителей, политических и государственных деятелей о закономерностях исторического процесса возникновения и развития теоретических знании о государстве, политике, сущности власти и политических режимов, начиная с древности и заканчивая XXI веком. Структура пособия увязана с проблемой периодизации самой истории человечества, в отношении которой у исследователей политической мысли существуют различные точки зрения. Сведения о научных концепциях и их авторах охватывают обширный исторический период, включающий Древний мир, Средневековье, эпоху Возрождения и Реформации, Новое время и современность, с учетом разнообразия применяемых подходов и особенностей истории разных цивилизаций. Значительное место в книге отведено освещению политических идей Киевской Руси, учений периода создания единого Российского государства и царской России, советской политической идеологии и состоянию политической науки в СССР, процессов реформирования государственного устройства, трансформации федерализма, становления демократии и развития основных направлений политики в современной России. Пособие адресовано научным работникам, преподавателям высших учебных заведений, аспирантам и студентам политологических, юридических, исторических и других гуманитарных вузов и факультетов, а также тем, кто интересуется наукой о политике.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Замалеев А. История политических учений России. Учебное пособие для академического бакалавриата Замалеев А. История политических учений России. Учебное пособие для академического бакалавриата 1018 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Денисенко И. История политических учений. Учебное пособие Денисенко И. История политических учений. Учебное пособие 387 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Александр Фазлаевич Замалеев История политических учений России 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата Александр Фазлаевич Замалеев История политических учений России 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата 759 р. litres.ru В магазин >>
Мухаев Р. История политических и правовых учений Древнего мира и Средних веков. Учебное пособие для академического бакалавриата Мухаев Р. История политических и правовых учений Древнего мира и Средних веков. Учебное пособие для академического бакалавриата 536 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Коллектив авторов История политических и правовых учений. Краткий курс Коллектив авторов История политических и правовых учений. Краткий курс 99 р. litres.ru В магазин >>
С. А. Дробышевский История политических и правовых учений: основные классические идеи. Учебное пособие С. А. Дробышевский История политических и правовых учений: основные классические идеи. Учебное пособие 1749 р. ozon.ru В магазин >>
Синельник Л. История экономических учений. Учебное пособие Синельник Л. История экономических учений. Учебное пособие 667 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Государство и право в документах - Заговора во имя равенства

учебное пособие История политических и правовых учений История политических и правовых учений как учебная дисциплина. Направления политической мысли в период образования Московского царства. Государство и право в документах "Заговора во имя равенства". Политико-правовая идеология либерализма в России.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.

Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.

Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Подобные документы

История возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. Основные проблемы истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений.

Основные этапы развития политико-правовой мысли Древней Греции. Формирование философского подхода к проблемам государства и права. Особенности учений Демокрита, софистов, Сократа, Платона, Аристотеля. Политические и правовые учения в период эллинизма.

Предмет истории политических учений - вопросы государства, власти, политики, права. Основные принципы либерализма. Гуманитарные науки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Зарождение и развитие религиозно-этических политических учений в России. Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII – XIX веков. Политическая мысль периода новой и новейшей истории в России.

Особенности и представители политических учений Древнего мира, Средневековья, эпох Возрождения и Просвещения, Нового времени. Этапы эволюции и школы современной политической науки. Сущность либерализма, консерватизма, социал-реформизма и марксизма.

Краткая история образования цивилизаций и этапы развития политической мысли. Общее положение государств Древнего Востока. Изучение и рассмотрение древнейших политико-правовых учений, возникших на Востоке и Азии на примере Древней Индии, Китая и Египта.

Обзор политических учений древнего Китая и Индии, античного общества. Влияние религии на политическую мысль Средневековья. Политические концепции Нового времени в странах Западной Европы. История политической жизни России. Обзор политологических теорий.

Тенденции политического развития. Методологические подходы к изучению истории политических теорий. Возникновение и развитие политических идей в России. Проблемы национальной политики. Пути повышения политической активности граждан российского общества.

Парадигмы и методы политологии. История политических учений. Легитимность политической власти. Многообразие политических систем и режимов. Государство и гражданское общество. Политические организации и движения. Мировая политика и международные отношения.

Зарождение, истоки и история политических учений Древнего Востока, обожествление царской власти в "Законах Ману", теория даосизма. Этатизм в политической мысли Древней Греции и Рима. Особенность политической идеологии средневековья и эпохи Возрождения.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Источник:

knowledge.allbest.ru

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Учебное пособие 6-е издание, переработанное и дополненное Издательство БГУЭП УДК ББК 67

«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Учебное пособие 6-е издание, переработанное и дополненное Издательство БГУЭП УДК 340.15 ББК 67.3 И 90 Печатается по решению . » МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

6-е издание, переработанное и дополненное

УДК 340.15 ББК 67.3 И 90 Печатается по решению редакционно-издательского совета Байкальского государственного университета экономики и права Составитель канд. филос. наук, доц. Ю.П. Вахрушев Рецензент канд. юрид. наук, доц. И.А. Минникес И 90 История политических и правовых учений: Учебное пособие / Сост.

Ю.П. Вахрушев. — 6-е изд., перераб. и доп. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011.

Учебно-методический комплекс включает в себя программу, курс лекций, а также планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список учебной литературы. Предназначен для студентов и магистрантов юридических факультетов всех форм обучения.

ББК 67.3 Издательство БГУЭП, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………….…….. 5 Программа курса ……………………………………………………………… 7 Методические рекомендации ………………………………………………. 15 Раздел 1. Становление и развитие политико-правовой идеологии………15 Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. 15 Раздел 2. Политико-правовые идеи в государствах Древнего мира и Средних веков………………………………………………16 Тема 2. Политические и правовые учения в обществах Древнего Востока… 16 Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции…………………22 Тема 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме……………………27 Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в период средневековья……………………………………..34 Тема 6. Исламская политико-правовая мысль…………………………………..37 Раздел 3. Политические и правовые учения Нового времени……………..42 Тема 7. Политические и правовые учения Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации……………………………………………..42 Тема 8. Политические и правовые учения эпохи Просвещения……………….46 Раздел 4. Возникновение и развитие теории естественного права и теории разделения властей …………………………………………………. 52 Тема 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций………………………………………..52 Раздел 5. Ранний социализм…………………………………………………….59 Тема 10. Идеология социально-справедливого общества……………………. 59 Раздел 6. Политические и правовые учения в России……………………….63 Тема 11. Политические и правовые учения в период образования развития Русского централизованного государства. IX в. ……………………. 63 Тема 12. Политические и правовые учения в России во второй половине XVIII в. ………………………………………………………68 Тема 13. Политические и правовые учения в России в первой половине XIX вв. ………………………………………………………..72 Тема 14. Политические и правовые учения в России XIX - начале ХХ вв. …..77 Раздел 7. Политические и правовые учения Канта и Гегеля ………………88 Тема 15. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX вв. ………………………………………88 Раздел 8. Либеральные политико-правовые доктрины ……………………. 94 Тема 16. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в. ……………………………………94 Тема 17. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII-XIX вв. ……………………………..103 Раздел 9. Социалистические политико-правовые теории ………………. 107 Тема 18. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и их последователи о власти, государстве и законе …………………………………………………. 107 Раздел 10. Марксистские политико-правовые учения ……………………..111 Тема 19. К. Маркс и Ф. Энгельс о власти, государстве и законе ……. 111 Тема 20. Политико-правовая теория и практика СССР………………………. 114 Раздел 11. Основные политические и правовые учения второй половины XIX и ХХ вв. ………………………………………………..116 Тема 21. Европейская политико-правовая политическая мысль второй половины XIX в. ………………………………………………………….116 Тема 22. Политические и правовые идеи ХХ в. ………………………………..121 Планы семинарских занятий ………………………………………………. 143 Контрольные тесты …………………………………………………………… 150 Контрольные вопросы ………………………………………………….…..… 154 Учебная литература …………………………………………………………. 156

История политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. В ее рамках исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве.

Сами по себе политические и правовые учения представляют по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.

Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено, в конечном счете, той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки как единой науки о праве и государстве. Необходимо добавить, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т.е.

так, как проблематика государственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений.

Это же относится и к правовой мысли прошлого, которая освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции, а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещаются природа, понятие, сущность, ценность функции и роль этих специфических явлений общественной Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического и исторического профилей. В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов – с другой.

Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.

В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу, как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве. В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историкотеоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

История политических и правовых учений – дисциплина, которая призвана сформировать комплекс знаний о наиболее значимых для развития юриспруденции концепциях власти, государства и права.

При освоении учебного материала необходимо обратить внимание:

на исторические особенности формирования той или иной доктрины;

как решаются в концепции вопросы происхождения права, сущности и происхождения власти, сущности и происхождения государства;

на соотношение личности, общества, государства;

какие новые положения содержит новое учение по сравнению с предшествующими;

какова историческая судьба данной политико-правовой теории, ее место и роль в развитии права.

Для студентов и магистрантов, изучающих курс истории политических и правовых учений на дневном отделении, предлагается следующая система контроля знаний: итоговая сумма баллов (оценка 3,4,5) складывается из нескольких слагаемых. 40 баллов студент получает на экзамене. В обязательном порядке требуется наличие текстовых материалов по всем темам учебного курса. Сообщение, доклад на семинарском занятии оцениваются от 5 до 10 баллов, учитывая качество изложения, актуальность темы, степень самостоятельности в суждениях и оценках и т.п. В течение семестра предусматривается выполнение трех тестовых заданий, каждое из которых оценивается до 10 баллов. Кроме этого, дополнительно оценивается участие в различных научно-практических конференциях, олимпиадах, публикации статей и т.д. В итоге набирается 100 баллов.

ПРОГРАММА КУРСА ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Происхождение и развитие политических и правовых учений.

Понятие и общая характеристика политического и правового учения. Политические и правовые учения в системе политического и правового сознания.

Основные аспекты политических и правовых учений познавательный и практико-идеологический. Причины многообразия учений школ течений и направлений в политической и правовой идеологии. Классификация политических и правовых учений по философским основаниям и практико-политической направленности.

Предмет истории политических и правовых учений. Его место в системе юридических наук. Взаимосвязь истории политических и правовых учений теории государства и права.

Метод истории политических и правовых учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений. Критерии определения сущности и оценки политических и правовых учений. Соотношение исторического и логического в истории политических и правовых учений.

Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса.

Соотношение истории политических и правовых учений регионов и всеобщей истории политических и правовых учений.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ОБЩЕСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Религиозно мифологические представления о государстве праве и политике в странах Древнего востока в 1 тысячелетии до н.э.

Политическая идеология древней Индии. Политические и правовые идеи брахманизма Трактат Артхашастра о формах и методах управления государством.

Социально-политические идеи буддизма и их влияние на развитие цивилизации.

Политическая идеология в древнем Китае. Этико-политические взгляды Конфуция. Его идеал государства учение о методах осуществления государственной власти. Политические и правовые идеи Мо Цзы. Идеология раннего даосизма. Учение о естественном и человеческом законе Дао. Теория политики и права легистов.

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

Основные направления политической борьбы в Древней Греции и их отражение в политических и правовых учениях.

Политические и правовые идеи софистов. Политические правовые взгляды Платона. Платон о государстве и политике. Классификация форм государства, уучение о праве. Влияние идей Платона на последующее развитие политикоправовой идеологии.

Политическое и правовое учение Аристотеля. Понятие государства. Аристотель о частной собственности и среднем сословии, о формах государства, закономерностях его развития, о причинах государственных переворотов. Проект идеального государства, учение Аристотеля о справедливости, о праве и законах.

Влияние идей Аристотеля на развитие политической и правовой идеологии Политико-правовая теория Полибия. Полибий о смене форм государства.

Концепция смешанной формы государства и ее влияние на последующее развитие политической и правовой идеологии.

ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Основные направления политической и правовой мысли в Древнем Риме.

Политическая и правовая теория Цицерона.

Политико-правовые идеи римских юристов. Римские юристы о видах и системе права Влияние воззрений римских юристов на дальнейшее развитие юридической мысли.

Политические и правовые идеи в Риме в период упадка и кризиса рабовладельческого строя. Политические и правовые идеи раннего христианства. Превращение христианства в государственную религию и изменение его политикоправовых идей Ереси.

Политическое и правовое учение Августина. Августин о соотношении церкви и государства.

ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Основные черты и особенности феодальной политической и правовой идеологии. Теология как основа мировоззрения средних веков. Главные направления политической и правовой мысли средневековья.

Политико-правовая теория Фомы Аквинского. Его учение о сущности государства об элементах государственной власти. Фома Аквинский о законах и его видах. Влияние Фомы Аквинского на дальнейшее развитие политико-правовой доктрины католицизма. Неотомизм.

Марсилий Падуанский о бюргерстве городских сословиях, о законах и их видах, о государстве и его формах.

ТЕМА 6. ИСЛАМСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ

Возникновение и развитие правовых идей на Ближнем востоке. Коран и Сунна о сущности власти, о происхождении государства о месте и роли закона в жизни общества, государства и человека. Возникновение и развитие различных правовых школ. Развитие взглядов на государство и власть в работах ИбнХальдуна.

Раздел 3. Политические и правовые учения Нового времени

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ

ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Эпоха Возрождения и ее политическая идеология. Формирование и оформление политико-правовых взглядов новых социальных групп. Становление юридического мировоззрения.

Учение Н. Маккиавели о государстве и праве. Соотношение политики и морали в его доктрине «Маккиавели о сущности и формах государства о задачах и методах осуществления политической власти». Политический идеал Макиавелли. «Макиавеллизм» и его влияние на дальнейшее развитие политико-правовой идеологии.

Политические и правовые идеи Реформации. Основные направления поисков новой идеологии. Политико-правовые воззрения Мартина Лютера – идеолога бюргерской реформации в Германии. Политические взгляды Томаса Мюнцера. Политико-правовые идеи Кальвина.

Политико-правое учение Ла Боесси и «тираноборцев».

Учение Жана Бодена о государстве и праве. Боден о суверенитете государственной власти и о формах государства.

ТЕМА 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Общая характеристика политико-правовой идеологии просветительства.

Основные направления политической и правовой идеологии.

Учение Ш. Монтескье о государстве и праве, о факторах определяющих характер законов. Монтескье о политической свободе, о разделении властей, о классификации форм государства.

Политическое и правовое учение Ж.Ж. Руссо, о причинах и этапах развития общества, о происхождении и сущности государства. Особенности его договорной теории государства Руссо о праве, о формах государства и правительства.

Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции. Особенности политико-правовой теории якобинцев. Робеспьер о революционном конституционном правительстве о революционной законности.

Политико-правовая идеология французского социализма. Ж. Мелье о происхождении политической власти. Морелли о естественных правах личности и задачах государства. Программа революционного переустройства общества Гракха Бабефа.

Раздел 4. Возникновение и развитие теории естественного права и теории разделения властей

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

В ГОЛЛАНДИИ И АНГЛИИ В ПЕРИОД РАННИХ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Особенности первых буржуазных революций и их отражение в политикоправовой идеологии. Развитие юридических взглядов буржуазии. Общая характеристика теории естественного права.

Политические и правовые учения в Голландии в XVII в. Обоснование Гуго Гроцием взглядов победившей буржуазии на право и государство. Особенности его теории естественного права. Гроций о видах и источниках права, основные требования естественного права. Гроций о верховной власти и ее носителях, о происхождении государства, его идеи в области международного права. Влияние доктрины Гроция на последующее развитие правовой и политической идеологии. Политико-правовые взгляды.

Политико-правовое учение Баруха Спинозы. Взгляды Спинозы на естественное право, на происхождение, сущность и задачи государства. Спиноза о правах граждан и о границах государственной власти, его отношение к формам государства.

Основные направления политической и правовой идеологии в период английской революции XVII в. Политико-правовые взгляды Томаса Гоббса. Особенности его теории естественного права и концепции договорного происхождения государства. Гоббс о сущности и формах государства, о государственном суверенитете, о соотношении личности и государства. Политико-правовая идеология «индепендентов» Д. Мильтон, Дж. Гаррингтон и О. Сидней. Их взгляды на государственную власть, на права и свободы личности. Политикоправовая идеология «ловеллеров» Дж. Лильберн о естественных правах, о народном суверенитете, о государственной власти, о законах и соблюдении законности. Политико-правовые идеи «диггеров» Дж. Уинстенли о путях радикального изменения существующего политического режима. Его проект построения социально справедливого общества.

Дж. Локк и его взгляды на необходимость политических компромисссов.

Локк об основных требованиях естественного права, о происхождении и задачах государства, о необходимости разделения властей. Влияние идей Локка на дальнейшее развитие английской юриспруденции.

ТЕМА 10. ИДЕОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-СПРАВЕДЛИВОГО

Политико-правовая идеология утопического социализма. Томас Мор, Томазо Кампанелла и их модель социально-справедливого общества. Общее и особенное в государственно-правовых воззрениях Мора и Кампанеллы.

Политико-правовое учение А. Сен-Симона. Его концепция стадий развития общества, взгляды на сущность государства. Взгляды на организацию и задачи государственной власти. Мысли Шарля Фурье на государство и право, концепция социально-политического развития. Взгляды Р. Оуэна на государство и право. Отношение к политической борьбе и революции. Его проекты построения нового общества.

Раздел 6. Политические и правовые учения в России

Политико-правовые идеи в летописях и памятниках древнерусского права.

Слово о законе и благодати Иллариона. Идеи независимости Русского государства. Идеи преодоления удельной раздробленности и восстановления единства Руси.

Основные направления политической мысли и борьба между ними в период образования Русского централизованного государства. Проблема государственной власти и независимости Русского государства в литературе XV-XVI вв.

Теория «Москва – третий Рим». «Нестяжатели» и борьба боярства против централизации государства. «Иосифляне» и их деятельность по укреплению централизованного государства. И.С. Пересветов и его политико-правовое учение о царской власти, о законах и методах ее укрепления. Взгляды И. Грозного и А.

Курбского на природу и характер государства и политической власти.

ТЕМА 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

Политико-правовые взгляды российских просветитилей. С. Десницкий и его теория эволюционно-стадийного развития общества. Просветители о разделении властей, ограничение абсолютизма, их программа экономического, социального и политического переустройства государства.

Политико-правовое учение А.Н. Радищева. А. Радищев и его интерпретация теории «естественного права», критика политико-идеологических основ абсолютизма.

Сперанский и его проект либеральных преобразований российского государства. Политические идеи Н. Карамзина.

Политико-правовые идеи декабристов. П. Пестель о сущности государства и права. Проект преобразования государственного и правового строя России.

«Русская правда». Конституционные проекты Н. Муравьева. Особенности политико-правовых идей общества «Соединенных славян».

Политико-правовые идеи славянофилов и западников.

Политико-правовые взгляды просветителей П. Чаадаева и Т. Гранковского.

ТЕМА 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

В РОССИИ XIX - НАЧАЛЕ ХХ вв.

Основные направления политико-правовой мысли в России.

Консервативно-охранительное направление о государстве и праве.

Либеральное течение. Б.Н. Чичерин и его программа преобразований в политической сфере российского государства.

Радикальная политическая мысль. М. Бакунин, П. Лавров, М. Кропоткин о происхождении политической власти, о методах ее преобразований. Леворадикальный проект построения социально-справедливого общества.

Политико-правовые взгляды русского зарубежья. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин о социализме и его политико-правовой системе.

Раздел 7. Политические и правовые учения Канта и Гегеля

Общая характеристика основных направлений политической и правовой идеологии в Германии в конце XVIII – начале XIX вв.

Учение о праве основных представителей исторической школы права. Критика естественно-правовой теории Кодификация права.

Кант о праве и государстве. Философско-методологические основы учения.

Связь политического и правового учения с этикой Категорический императив.

Понятие права. Особенности взглядов Канта на разделение властей и классификацию форм государства. Политический идеал и практика общественной жизни. Проект вечного мира.

Учение Гегеля о государстве и праве. Предмет и метод гегелевской философии права. Структура понятия право, абстрактное право, мораль и нравственность. Понятие права и государства. Соотношение гражданского общества и государства. Конституционная монархия. Правовые требования Гегеля. Гегель о методах политики.

Раздел 8. Либеральные политико-правовые доктрины

Основные направления западно-европейской политико-правовой мысли.

Либерализм, как главное направление политической и правовой теории.

Общее и особенное в английской, французской и немецкой либеральной мысли.

Б. Констан о политической и личной свободе, особенности теории разделения властей Костана. Воззрения И. Бентама, Л. Штейна, ДЖ. Миля.

Политико-правовое учение О. Конта. Позитивизм и социология. Взгляды на развитие общества и государства. Идея общественной солидарности. Отношение к субъективному праву. План преобразования государства и общества.

Влияние идей Конта на дальнейшее развитие политико-правовой идеологии.

ТЕМА 17. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ В XVIII-XIX вв.

Становление и развитие американской политико-правовой мысли.

Франклин и его проекты формирования американской государственности.

Политические и правовые взгляды федералистов. А. Гамильтон о разделении властей и его практическом осуществлении.

Политические и правовые идеи Т. Джефферсона и их воплощение в Декларации независимости и Билле о правах. Обоснование правомерности радикальных методов решения общественных проблем.

Политические и правовые взгляды Т. Пейна. Его теория естественного права и воззрения на формы правления и организации власти.

Раздел 9. Социалистические политико-правовые теории ТЕМА 18.

А. СЕН-СИМОН, Ш. ФУРЬЕ И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

О ВЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕ И ЗАКОНЕ

Политико-правовое учение А. Сен-Симона. Его концепция стадий развития общества, взгляды на сущность государства. Взгляды на организацию и задачи государственной власти. Мысли Шарля Фурье на государство и право, концепция социально-политического развития. Взгляды Р. Оуэна на государство и право. Отношение к политической борьбе и революции. Его проекты построения нового общества.

Раздел 10. Марксистские политико-правовые учения ТЕМА 19.

К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС О ВЛАСТИ,

ГОСУДАРСТВЕ И ЗАКОНЕ

Социально-экономические и теоретические источники марксистского понимания государства и права. К. Маркс и Ф. Энгельс о происхождении и развитии государства и права. Маркс и Энгельс о государстве и праве, как надстроечном явлении, о его классовом характере, о социалистической революции, о диктатуре пролетариата, ее формах. Маркс и Энгельс о перспективах построения социально справедливого общества.

ТЕМА 20. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СССР

Ленин о советском праве и законности идеи Н.И. Бухарина, Л. Троцкого.

Политические взгляды И. Сталина и его приемников на роль государства партии в построении социально-справедливого общества.

ТЕМА 21. ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Основные направления политико-правовой идеологии второй половины XIX в. Социологическое направление. Учение Иеринга о государстве и праве.

Политические взгляды Г. Спенсера.

Ницше и национальная идея в его взглядах на государство и право.

Либеральное государствоведение о политике, праве, происхождении власти.

ТЕМА 22. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ХХ в.

Основные направления европейской политико-правовой мысли в середине века. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена. Учение о праве «Ступенчатая концепция права». Взгляды на государство. Международно-правовые идеи.

Прагматический позитивизм о праве. Л. Дюги и его последователи.

Социологическое направление в современной юриспруденции.

Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Психологические концепции современной юридической науки. Политико-правовая теория и практика национал социализма. Современная философия права. Неогегельянские теории государства и права.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что происхождение различных политических и правовых учений связано с возникновением и развитием института политической власти, с появлением и оформлением государства как инструмента управления обществом.

История политико-правовой мысли – это история борьбы за власть различных социальных групп общества, имеющих зачастую не только несовпадающие, но очень часто и диаметрально противоположные интересы.

Выражение и защита этих интересов в общественно-политической практике является основным содержанием политико-правовых концепций, которые и были призваны не только определить формы, задачи и содержание государственной власти, но и придать им нормативный характер.

В основе возникновения и развития политико-правовых концепций лежат несколько причин. Во-первых, это необходимость идейного обоснования нахождения конкретной властвующей элиты у рычагов власти и как следствие этого законодательное закрепление такого положения её. Во-вторых, по мере срабатывания оправдательной аргументации она требует определенного совершенствования и следовательно постепенного изменения ее содержания, а в итоге и законодательства. В-третьих, в государственно-организованных обществах cуществуют контрэлиты, которые находясь в оппозиции к правящей элите, разрабатывают собственные концепции власти и права и в случае прихода к власти реализуют их на практике. Именно эти обстоятельства и определяют движение политико-правовой мысли как во времени так и в пространстве.

Таким образом, в рамках данной учебной дисциплины рассматриваются основные политические и правовые учения, которые находились и находятся в основе государственности различных стран мира. При этом правовая мысль представлена в предмете истории политических и правовых учений не в виде истории юриспруденции, а по преимуществу в виде тех концепций власти и права, которые рассматривают их происхождение, сущность и природу, анализируют их как специфическое явление общественно-политических и государственно-властных отношений.

При освоении этого сложного и весьма емкого материала студент должен особое внимание обратить на следующие вопросы:

– когда и где возникла данная доктрина, кто ее главные представители

– какова связь доктрины с исторической обстановкой, с интересами социальных групп

– каково теоретическое обоснование доктрины, ее связь с господствующим или влиятельным мировоззрением, какие идеи лежат в ее основе

– как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах власти и государства, содержании, основных принципах и источниках права

– каково теоретическое содержание доктрины и что в ней нового

– какие программные положения содержатся в данной доктрине, интересам какой социальной группы она защищает

– каковы исторические судьбы той или иной правовой теории.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

1. Что изучает история политических и правовых учений?

2. Каким образом удается реконструировать идеи мысли и конкретные деяния, которые имели место в далеком прошлом?

3. На какие вопросы позволяют ответить знания о политико-правовых идеях и концепциях?

РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В ГОСУДАРСТВАХДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ

При характеристике политических и правовых учений Древнего Востока необходимо иметь в виду, во-первых, что они возникали в период разложения родо-племенных отношений и формирования ранних государственных образований, во-вторых, в период, когда производительные силы общества были достаточно слабы и зависимость человека от сил природы была очень велика. Именно поэтому, вся жизнь как отдельного человека, так и любого сообщества людей представлялась ими как дар богов и находилась в прямой зависимости от их воли. В силу этого обстоятельства практически во всех учениях этого периода доминировало религиозно-мифологическое представление о происхождении власти, государства и права. Так, в частности, правящая династия Египта объявлялась прямым наследником бога Солнца, а верховный правитель Китая носил титул сына неба, выступая, таким образом, единственным связующим звеном между небом и землей, правители многочисленных государств Древней Греции подчеркивали свое кровное родство с олимпийскими небожителями и т.д.

Ранние политико-правовые идеи, несмотря на все различия между ними по поводу происхождения государства и власти, решали, по сути, несколько основных задач.

Прежде всего, они были призваны найти достаточно убедительные аргументы для объяснения неизбежности изъятия властных полномочий из рук соплеменников и передачи ее ограниченной группе лиц. Требовалось также доказать, что такое перераспределение власти является наиболее рациональным.

Во-вторых, необходимо было обосновать процесс перераспределения имущества, концентрации его в руках той же группы лиц.

В-третьих, необходимо было также обосновать неравенство людей перед законом, разделить некогда равных во всём членов общества на людей знатных и простолюдинов. Именно в этот период времени в Древнем мире и происходит оформление нового понимания справедливости, содержательная часть которого теперь и включила в себя все эти явления. Поэтому разрушение старых, привычных и становление новых общественных отношений воспринималось основной массой современников этих событий как явление крайне жестокое. Косвенным отражением такой оценки событий того времени стали легенды о четырёх эпохах жизни человечества. Золотом, Серебряном, Медном и Железном веках, в котором они и находились. Современникам железного века представлялось, что их жизнь по сравнению с предками, которые пребывали в «счастье и довольствии», крайне тяжела и несправедлива, но значительно худшие времена ещё впереди, и тяжкая судьба ожидает последующие поколения людей.

С точки зрения оформления первичных политико-правовых идей, наибольший интерес представляют взгляды правящей элиты в регионах, где впервые оформилась государственная власть, в этой связи наибольший интерес представляют образцы политико-правовой мысли Древней Индии, Древнего Китая.

В Древней Индии проблемы происхождения политической власти и права, особенности ее функционирования, впервые были сформулированы в учении брахманизма, основополагающие идеи которого изложены в Ригведах и Ведах.

Суть учения состоит в обосновании деления общества на четыре сословия (варны). Причем господствующая варна брахманов, в силу их особой близости к верховному божеству, объявлялась единственной носительницей власти, в то время как все остальные варны: кшатриев, вайшьев и шудр – в той или иной степени должны были обслуживать интересы верхнего правящего сословия и государства в целом. Это положение дополнялось учением о Дхарме: судьбе, которая лежит в основе жизненного пути каждого человека. Входя в состав определенной варны, индивид не имеет права перехода в другую, он должен следовать своей дхарме – судьбе, избежать которой ему не дано. На страже соблюдения дхармы каждым человеком стоит верховное божество, наблюдающие за всеобщим миропорядком – Рта.

Таким образом, на мифологической основе создавалось обоснование прочного закрепления личности в определённой ячейке общества, что в конечном счете должно было привести и к стабильности политической власти. Однако в более позднее время обычаев и традиций такого рода для поддержания порядка в обществе оказалось недостаточно. Это привело к необходимости перехода от устной традиции к фиксации в письменной форме правил и предписаний, регламентировавших поведение человека в той или иной варне. Так оформляются первые нормативно-правовые сборники – Артхашастры и Дхармасутры. Содержательная часть этих сборников опиралась, по большей части, на такие методы поддержания стабильности и порядка в обществе, как убеждение и принуждение. Широкое распространение этих сборников обеспечило на довольно длительный период времени неприкосновенность власти брахманов. В то же время по мере возрастания социальной нестабильности в Древне-индийском обществе шёл процесс постепенного перехода к такому методу удержания власти, как насилие, воплощением которого стали законы Ману, предусматривавшие за малейшее покушение на власть, за любое отклонение от предписанных норм поведения чрезвычайно жестокое наказание.

В IV-V вв. до н.э. древнеиндийское общество входит в период длительного социально-экономического и политического кризиса. Он связан с усилившейся дифференциацией, с делением общества на богатых и бедных, причем, в ряде случаев, богатство отнюдь не означало принадлежность к знати, к привилегированным сословиям. Представители этой новой, но уже не родовой, а имущественной знати, стали предъявлять свои претензии на власть. В этот период с глубокой критикой идей брахманизма выступил Гаутама Будда, который проповедовал духовно-нравственное равенство всех людей вне зависимости от их происхождения и социальной принадлежности. Эти взгляды стали той идейной основой, которая позволила новым сословиям прийти к политической власти.

Именно таким образом на Индостанском полуострове возникла империя Маурьев, создателем которой стал Чандрагупта, который, будучи выходцем из касты шудр, никаких прав на власть не имел. По старой традиции, в лучшем случае, его жизненное предназначение могло быть только одним: быть слугой.

Новый правитель и его наследники старались разрушить идеологию и традиции брахманизма. Со временем они превратили буддизм в официальную доктрину власти, возвели в ранг государственной религии. Однако новые носители власти, также как и старые, стремились к монополизации власти, не желали делить ее с кем бы то ни было. Это, в конечном счете, и послужило основой для последующего, примерно через 100-150 лет, компромисса между буддизмом и брахманизмом. Именно на этой основе оформляется индуизм и как религия, и как идейно-политическое обоснование власти старой родовой и новой имущественной знати. Модифицированное учение стало основой новых политикоправовых взглядов, которые позднее были сформулированы в трактате Артхашастра – своеобразном пособии по управлению обществом и государством, руководствуясь которым, правящая элита на протяжении многих поколений, вплоть до новейшего времени, обеспечивала социальную и политическую стабильность на Индостанском полуострове.

В Древнем Китае первые проявления политико-правовой мысли были связаны с выделением и оформлением публичной власти, верховным носителем которой объявлялась особа императора, имевшая не только небесное происхождение, но и получившая от неба мандат на управление миром. Однако по мере расслоения древнекитайской общины, возросшего социального противостояния происходило падение авторитета власти, что, в конечном счете, ослабляло и государство, которое в конкретных условиях древнейшего времени выполняло исключительно важные задачи. Во-первых, оно проводило сложные ирригационные работы с тем, чтобы с крайне ограниченных посевных площадей собирать два-три урожая в год для обеспечения таким образом многочисленного населения продовольствием. Во-вторых, опять же на коллективной основе, государство осуществляло строительство мощных оборонительных сооружений – стен, которые должны были обезопасить население от опустошительных набегов многочисленных кочевников. Постоянная мобилизация, бесконечная, из поколения в поколение, трудовая повинность рядовых крестьян-общинников в конце концов подорвала у них доверие к власти и государству.

В условиях все возрастающей социальной нестабильности большую роль в укреплении авторитета власти сыграло учение Кун-цзы (551-479 гг. до н.э.).

В основе взглядов Конфуция лежит идея изначального неравенства людей в обществе, где, по его мнению, власть императора должна быть подобна власти отца в большой семье, власть которого основывается на авторитете и уважении младших членов семьи к старшему, умудренному большим жизненным опытом. Восстановление авторитета власти Конфуций предлагал начать с улучшения морали и нравственности правителей и чиновников. Внешним проявлением улучшения морали правителей должен стать сам ритуал отправления власти. В ходе осуществления этих ритуалов основная масса населения могла видеть ее проявления. Второе предложение, которое рекомендовал осуществить Конфуций, это провести компанию по очищению имен. В Древнем Китае имена определялись родовой принадлежностью человека, в свою очередь, каждый род издревле традиционно занимался одним видом хозяйственной деятельности.

Иными словами, в предложении Конфуция речь шла о закреплении людей в рамках определенных социальных групп с обязательной фиксацией их обязанностей перед государством, главной из которых выступала подчиненность властям. Рассматривая проблему повышения авторитета и качества власти, он предлагал расширить состав правящей элиты путем включения в неё людей, профессионально подготовленных к отправлению властных функций. С этой целью он предлагал создать специальные школы для отбора и подготовки чиновников.

Будучи сторонником ненасильственных методов управления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв, прежде всего, обращался к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. В свою очередь основная добродетель подданных состоит, по Конфуцию, в преданности правителю в послушании и почтительности ко всем старшим.

Идеи Конфуция в целом направлены на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества, восстановление социального порядка. В этой связи помимо моральных факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения, как основы сохранения гражданского мира.

В целом, добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала – ли, человеколюбия – жень, заботы людях – му, почтительного отношения к родителям – сяо, преданности правителю – чжун, долга и др. Вся эта нормативная целостность представляет собой единство моральных и правовых явлений. Анализируя проблему методов управления обществом, Конфуций считал насилие неэффективным способом руководства. Он доказывал, что убеждение, в крайнем случае, принуждение гораздо эффективнее, чем прямое насилие власти над основной массой населения.

Необходимо отметить, что в момент оформления взглядов Конфуция, они не были востребованы практикой государственного строительства Древнего Китая, но в дальнейшем, по мере внедрения их в массовое сознание, они становились все более популярными и в рядах правящей элиты, которая использовала ряд идей учителя для укрепления своей власти, что в конечном счете обеспечило стабильность общественных структур Китая на длительный период времени, вплоть до середины двадцатого века.

Свой вариант вывода Древнекитайского общества из кризисной ситуации разработал выразитель взглядов основной массы населения Китая крестьянобщинников, легендарный философ и мыслитель Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.).

Первопричину кризиса власти и государства он видел в нарушении Дао. В отличие от традиционно-теологических толкований дао, как проявления небесной воли, Лао-Цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Все недостатки современной ему культуры, неравенство людей, несправедливость Лао-Цзы приписывает отклонению от подлинного Дао.

Протестуя против существующего положения дел, он все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие Дао, которое постепенно, если ему не мешать, восстановит справедливость. В такой трактовке Дао выступает как естественное право непосредственного действия.

Большое значение в учении о Дао отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние в даосизме выступает, прежде всего, как призыв к власти воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. В учении звучал призыв к возвращению к обычаям и нравам старины, ко временам родового строя с его гарантией социальной справедливости, всеобщего равенства всех перед всеми, социальной защиты. В своих призывах он обращался к необходимости восстановления всеобщего мирового порядка. Дао рассматривается им как некая естественная закономерность, необходимость и справедливость, которая определяет все существующие законы природы и общества. И, если человек будет руководствоваться в своей жизни Дао, то он естественным путем избежит несправедливости в какой бы форме она не осуществлялась. Главное состоит в том, чтобы все члены общества без исключения на индивидуальном уровне руководствовались в своей практической деятельности Дао и тогда с несправедливостью будет покончено и в масштабах всего государства и само оно станет воплощением всеобщего порядка.

Даосизм как идейное течение за справедливость приобрел широкую популярность у современников, став одной из форм социальной борьбы крестьянобщинников за власть в Древнекитайском обществе. В условиях необходимости скорейшего укрепления власти и государства с развернутой критикой патерналистских идей Конфуция и патриархальных взглядов Лао-Цзы и их последователей выступил мыслитель и государственный деятель Ян Гунсунь более известный как Шан-Ян. (390-338 гг. до н. э.) Шан-Ян и его последователи стояли у истоков совершенно новой традиции в истории политико-правовой мысли Китая, которая получила название легизма. Легисты, сторонники закона, были выразителями взглядов тех слоев населения, которые стремились как можно быстрее преодолеть общенациональный кризис и всеми доступными методами укрепить власть и государство. По их мнению, наиболее эффективным средством решения этих сложных задач являлось государственно-организованное насилие. Воплощением его должен стать, по его мнению, закон. В его трактовке закон это не обычай и традиция предков как считалось ранее, а та норма, которая здесь и сейчас призвана укреплять власть и государство. Таким образом, система продуманных законов должна регламентировать все стороны жизнедеятельности как отдельного человека, так и всего общества. Не останавливаясь только на детальной проработке закона, как инструмента принуждения и насилия, легисты разработали и систему внедрения закона в общество и контроля за его исполнением. Введение круговой поруки, суровые наказания за малейшее отклонение от норм и предписаний власти, а также продуманная система контроля за исполнением законов, должны стать, по их мнению, основами государственной политики.

В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и возможностей, уверенностью, что посредством насильственных мер их можно подчинить необходимому порядку. Причём под порядком имеется в виду полнейшее безволие подданных, позволяющее деспотической центральной власти мобильно и без помех манипулировать или поступать как угодно в делах внутренней и внешней политики.

Этому идеалу государства совершенно чужды представления о каких-либо

правах подданных по закону, об обязательности закона для всех – творцы законов стоят над ним, именно они судят о соответствии меры наказания тяжести содеянного, об ответственности за вину и т.д. По сути дела, закон выступает здесь лишь как голая приказная форма, которую можно заполнить любым произвольным содержанием и снабдить любой санкцией.

Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи, наряду с превентивными наказаниями, придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности. Причём этот принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, охватываемых семейно-родовыми связями, и распространялся на объединение нескольких общин – на так называемые пятидворки и десятидворки. Созданная таким образом система тотальной взаимослежки подданных друг за другом сыграла значительную роль в укреплении централизованной власти и стала краеугольным камнем последующей практики государственного управления и законодательства в Китае.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

1. Какие общие задачи решали ранние политико-правовые идеи, возникшие в древности?

2. В чем состояло отличие «новой справедливости» от старой традиционной, родоплеменной?

3. Кто встал на защиту «новой справедливости»?

Политико-правовые учения Древней Греции формировались и развивались в условиях существования множества отдельных независимых городовполисов. Это и определило как разнообразие политико-правовых концепций, так и острую идейную борьбу между ними.

«КАФЕДРА ИСТОРИИ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРЫ И. В. Толоконникова ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Учебно-методическое пособие Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика» (очно-заочная форма обучения) Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Москва 2015 Факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова ББК 76 Т52 И. В. Толоконникова История русской литературы второй половины XIX века. Учеб.-метод. пособие. – М. »

«Содержание Раздел 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «История Дагестана».. Раздел 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Раздел 3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. Раздел 4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества. »

«ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Бухгалтерский учет, анализ и аудит имеет свою историю. История развития бухгалтерского учета, анализа и аудита является учебной дисциплиной, предшествующей изучению профилирующих курсов «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет в промышленности», «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности», «Ревизия и аудит» студентами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».Основными методами изучения дисциплины являются: прослушивание курса лекций;. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки «Психология и социальная педагогика» Квалификация выпускника бакалавр Волжский, 2011 г. Учебно-методический комплекс по дисциплине. »

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _/Волосникова Л.М./ 01.07. 2011_г. ЛОГОПЕДИЯ /ИСТОРИЯ ЛОГОПЕДИИ/ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _Дмитриева. »

«Темы рефератов для магистрантов по философии и методологии науки на 2015-2016 уч. г. Утверждены прот. № 1 от 31.08.2015 г. Тема 1. Эволюция предмета философии в ее историческом развитии. Предлагаемый план освещения темы реферата. Основные исторические периоды развития философии. Отличие классической и неклассической философии. Специфика философского знания. Перечень рекомендованной литературы по теме 1. Бессонов Б. Н. Философия. История и современные задачи: учебник / Б. Н. 1. Бессонов. М. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова О.В. Андреева История книги в России Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело» Москва Андреева О.В. История книги в России : методические указания по выполнению курсовой работы / О.В. »

«Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательное учреждение «Красноярская университетская гимназия № Универс» «Рассмотрено» «Согласовано» Методическим объединением Заместитель директора Педагогов истории и обществознания по УВР Протокол № 1 от 26.08.2014 г. старшей школы Зав. Методическим объединением Баландин О.Г Е.Ю. Долгодворова «Утверждаю» Директор гимназии №1 Универс» И.В. Скруберт «1_»сентября 2014 Рабочая программа по предмету «История, 10 класс» уровень. »

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 4 г. Химки УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ Гимназия № 4 /Н.Н. Козельская / Приказ № _ от «»_2015 г. Рабочая программа по Родному Подмосковью географии (базовый уровень) 8 класс Составитель: Епифанова Дина Алексеевна Учитель географии 2015 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Греханкиной Л.Ф. «Родное Подмосковье» 7, 8-9 класс. Методическое пособие для учителя. М., 2007 147 с. «Родное. »

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» ВОЛЖСКИЙ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Методические материалы и ФОС по дисциплине «История родного края» Специальность «Дошкольное образование» Методические материалы и ФОС утверждены на заседании ПЦК социальногуманитарных дисциплин протокол № 16 от 10.06 2015 года. Составитель: преподаватель истории Морозова В.А. Председатель ПЦК социально-гуманитарных. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий институт (филиал) Факультет исторический Рабочая программа дисциплины Б.3.В.ОД.1.5 ПРАВОВЕДЕНИЕ (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Направление 050100.62 Педагогическое образование (шифр, название направления) Направленность (профиль) подготовки История и. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСТОРЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Введение в историю Донецкого края 5 класс Часть 1 Донецк ББК 74. 202. 4 Утверждено на заседании Ученого совета Донецкого ИППО (протокол № 4 от 25.06.2015 г.) Общая редакция: Чернышев А.И., ректор Донецкого института последипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент Составители: Пестрецов В.В., учитель-методист. »

«АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ» Н.Н. НИКОЛЕНКО ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (1 ЧАСТЬ) МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Алматы Автор-составитель: НИКОЛЕНКО Н.Н., магистр искусствоведения, старший преподаватель Алматинского филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» Рекомендовано к печати Учебно-методическим советом Алматинского филиала. »

«Волгоградская областная библиотека для молодежи Информационно-библиографический отдел ВЫПУСК 3 Волгоград 2013 СОДЕРЖАНИЕ Медицина История Экономика Право Педагогические науки Языкознание. Литературоведение Художественная литература Произведения русской литературы ХХ в. Произведения литературы зарубежных стран Мировая художественная культура Психология МЕДИЦИНА 1. Япко М. Депрессия заразительна / М. Япко. СПб. : Питер, 2013. 256 с. 18+ (53.57) ИСТОРИЯ 2. Безбородов А. Б. Перестройка и крах СССР. »

«Выставка новых поступлений читального зала гуманитарных наук в сентябре-октябре 2015 года Исторические науки Т3(0) А924 Атлас Второй мировой войны / [З. И. Бичанина, Д. М. Креленко]. – Москва: АСТ, 2015. – 190 с. Исторический атлас представляет собой собрание цветных карт, содержащих подробную информацию о событиях Второй мировой войны 1939-1945 гг. Наряду с картами книга включает в себя сопроводительные тексты, в которых изложены особенности и итоги военных событий, отраженных на картах. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Исторический факультет Учебно-методический комплекс по дисциплине (модуля) История Дагестана (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки: 030600 История Профиль подготовки Общий Степень выпускника Академический Бакалавр Форма обучения заочная Согласовано: Рекомендовано кафедрой. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. академика С.П. КОРОЛЕВА Российская экологическая академия Самарское региональное отделение Соснина Т.Н.СТОИМОСТЬ: ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Самара, ББК У02 (0) в Стоимость: историко-методологическое исследование. Учебное пособие. Т.Н. Соснина: Самар. гос. »

«(Приложение 1) Администрация Московского района Санкт–Петербурга Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 510 с углубленным изучением английского языка Московского района СанктПетербурга РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ» на заседании ШМО Директор ГБОУ школа № 510 Протокол №_от_20_г._ с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга /М.А.Макарова/ ПРИНЯТО Педагогическим Советом школы Протокол №_от_20_г._ Рабочая программа по. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт истории и политических наук Кафедра отечественной истории Т. И. БАКУЛИНА ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 46.06.01 Исторические науки и археология (Отечественная история) очной и заочной форм обучения Тюменский. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «АМУРСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС» (ГОАУ АО «Амурский кадетский корпус») Рабочая программа учебного курса «История» (базовый уровень) для 10 11классов на 2015 – 2016 учебный год Составитель: Королева Вера Александровна г.Благовещенск 2015г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории (базовый уровень) 10 – 11 класс Пояснительная записка Программа курса по истории на. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

metodichka.x-pdf.ru

История политических учений. Учебное пособие в городе Новокузнецк

В нашем интернет каталоге вы всегда сможете найти История политических учений. Учебное пособие по доступной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть другие предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка может производится в любой населённый пункт России, например: Новокузнецк, Ростов-на-Дону, Хабаровск.