Каталог книг

Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В пособии представлен необходимый теоретический материал и основные понятия по курсу зарубежной литературы XX в., система практических занятий, списки текстов для образовательного и дополнительного чтения. В приложении даны некоторые произведения зарубежных поэтов. Для филологов, журналистов, культурологов, специалистов по связям с общественностью, а также для всех, кто интересуется историей зарубежной литературы XX в. 4-е издание, стереотипное.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
О. Л. Гиль Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие О. Л. Гиль Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие 100 р. litres.ru В магазин >>
Толмачев В. (ред.) Зарубежная литература XX века. В 2-х томах. Том 1. Первая половина XX века. Учебник для академического бакалавриата Толмачев В. (ред.) Зарубежная литература XX века. В 2-х томах. Том 1. Первая половина XX века. Учебник для академического бакалавриата 1085 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Толмачев В. (ред.) Зарубежная литература XX века. В 2 томах. Том 1. Первая половина XX века. Учебник для академического бакалавриата. 2-е издание, переработанное и дополненное Толмачев В. (ред.) Зарубежная литература XX века. В 2 томах. Том 1. Первая половина XX века. Учебник для академического бакалавриата. 2-е издание, переработанное и дополненное 1085 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
А. Р. Ощепков Зарубежная литература XX века: практикум А. Р. Ощепков Зарубежная литература XX века: практикум 110 р. litres.ru В магазин >>
В. П. Трыков Зарубежная литература конца XIX – начала XX века В. П. Трыков Зарубежная литература конца XIX – начала XX века 160 р. litres.ru В магазин >>
Русская литература ХIX-XX века (комплект из 2 книг) Русская литература ХIX-XX века (комплект из 2 книг) 2099 р. ozon.ru В магазин >>
Черницкая Л. Абстрактная живопись в начале XX века. Учебно-методическое пособие по английскому языку для художественных вузов по специальностям «Живопись», «Искусствоведение», «Культурология» Черницкая Л. Абстрактная живопись в начале XX века. Учебно-методическое пособие по английскому языку для художественных вузов по специальностям «Живопись», «Искусствоведение», «Культурология» 347 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Андреев Л

Андреев Л.Г. (ред.) Зарубежная литература XX века. Учебное пособие

Введение (Л. Г. Андреев).

Конец XIX и первая половина XX века

Западноевропейская «новая драма» (А. В. Сергеев)

Французская поэзия конца XIX — начала XX века (Л. Г. Андреев)

Сюрреализм (Л. Г. Андреев)

Жанр «романа-реки» во французской литературе (Л. Г. Андреев)

Экзистенциализм (Л. Г. Андреев)

Федерико Гарсиа Лорка (Н. Р. Малиновская)

На пороге. Постнатуралистическая литература Германии (Н. С. Павлова)

Экспрессионизм (Я. С. Павлова)

«Интеллектуальный роман» (Я. С. Павлова)

Бертольд Брехт (А. А. Федоров)

Райнер Мария Рильке (А. В. Карельский)

Австрийский лиро-мифологический эпос (А. В. Карельский)

От викторианства к XX веку (Н. А. Соловьева)

Модернизм в Великобритании (Н. А. Соловьева)

Сатирический роман (Н. А. Соловьева)

Становление американского литератур. сознания в XX веке (В. М. Толмачев)

«Потерянное поколение» и творчество Э. Хемингуэя (В. М. Толмачев)

В поисках «великого американского романа» (В. М. Толмачев)

Латиноамериканский роман. Поиски «национальной души» (Е. В. Огнева)

После 1945 года

Литература Франции (Л. Г. Андреев)

Литература Германии (А. А. Гугнин, А. В. Карельский)

Литература Великобритании (Н. А. Соловьева)

Литература США (Т. Д. Венедиктова)

К «новому латиноамериканскому роману» (К Я. Огнева)

Источник:

www.twirpx.com

Методические рекомендации студентам

Методические рекомендации студентам

Методические рекомендации студентам

Успешное освоение курсов «Зарубежная литература первой половины XX в.», «Зарубежная литература второй половины XX в.» и сдача курсовых экзаменов предполагают умение ориентироваться в историческом, литературном и культурном процессе ХХ в., знание и понимание художественных текстов и теоретических работ художников и мыслителей ХХ столетия, умение соотносить художественные произведения с основными вехами развития интеллектуальной и духовной жизни современной цивилизации, осмысление основных литературоведческих интерпретаций произведений новейшей литературы, владение навыками литературоведческого анализа. Посещение лекций, регулярная подготовка к практическим занятиям, систематическое чтение художественных произведений, а также конспектирование основных критических исследований, указанных в списке обязательной литературы, позволяют составить достаточно глубокое представление о литературном процессе ХХ в. и научиться анализировать литературу данного периода. Кроме того, материал данного пособия может быть частично использован на уроках литературы и факультативных занятиях при прохождении педагогической практики по литературе в старших классах школ, гимназий и лицеев.

Похожие главы из других книг Методические рекомендации преподавателю

Методические рекомендации преподавателю Небольшое количество лекционных часов, не всегда полная освещенность ряда сложных тем в учебниках требуют от преподавателя особого подхода к курсу зарубежной литературы ХХ в. В частности, характеристика основных явлений

Источник:

lit.wikireading.ru

Зарубежная литература XX века

Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие

Для филологов, журналистов, культурологов, специалистов по связям с общественностью, а также для всех, кто интересуется историей зарубежной литературы ХХ в.

Книга «Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие» автора Ольга Львовна Гиль оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 3.13 из 5.

Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.

В нашей онлайн библиотеке произведение Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие можно скачать в форматах epub, fb2, pdf, txt, html или читать онлайн.

Работа Ольга Львовна Гиль «Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие» принадлежит к жанрам «Прочая литература по филологии» и «Учебники и учебные пособия».

Онлайн библиотека КнигоГид непременно порадует читателей текстами иностранных и российских писателей, а также гигантским выбором классических и современных произведений. Все, что Вам необходимо — это найти по аннотации, названию или автору отвечающую Вашим предпочтениям книгу и загрузить ее в удобном формате или прочитать онлайн.

Похожие книги Другие произведения автора Добавить отзыв Уважаемый пользователь!

Администрация сайта призывает своих посетителей приобретать книги только легальным путем.

  • Пользовательское соглашение
© Все права защищены, НКО «KnigoGid»

Согласно правилам сайта, пользователям запрещено размещать произведения, нарушающие авторские права. Портал КнигоГид не инициирует размещение, не определяет получателя, не утверждает и не проверяет все загружаемые произведения из-за отсутствия технической возможности.

Оформить e-mail подписку на рассылку новинок и новостей портала.

Вход на сайт

Авторизация/регистрация через социальные сети в один клик:

Дорогой читатель!

Книжный Гид создавался как бесплатный книжный проект, на котором отсутствуют платные подписки и различные рекламные баннеры.

Мы хотели бы остаться тем проектом, которым Вы нас знаете – с доступными для бесплатного скачивания книгами и отсутствием рекламы. Нам крайне необходима Ваша финансовая помощь для развития проекта.

Пожалуйста, поддержите нас своим посильным пожертвованием!

Источник:

knigogid.ru

Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru О. Л. Гиль - Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие Популярные авторы Популярные книги Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие

  • Читать ознакомительный отрывок полностью (49 Кб)
  • Страницы:

Ольга Львовна Гиль

Зарубежная литература XX века

© Издательство «ФЛИНТА», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

Данное учебно-методическое пособие предназначено в первую очередь для студентов, выбравших дистанционную форму обучения, так как оно обеспечит их теоретическими сведениями, рядом труднодоступных (в силу определенных обстоятельств) художественных текстов, поможет в организации самостоятельной работы при территориальной разобщенности с преподавателем. Студентов дневного и заочного отделений вузов предлагаемое пособие ознакомит с организацией учебных курсов «Зарубежная литература первой половины ХХ века» и «Зарубежная литература второй половины ХХ века», им оно окажет помощь в поисках необходимой литературы, станет подспорьем в организации самостоятельной работы. Преподавателям-филологам и учителям средних школ, гимназий и лицеев данная книга может оказаться полезной при выборе тем для научно-исследовательской работы учащихся, а также при чтении элективных курсов.

Являясь продолжением опубликованного ранее учебно-методического комплекса «Зарубежная литература XIX века (романтизм и реализм)», пособие «Зарубежная литература ХХ века» тем не менее может использоваться вполне самостоятельно.

В связи с тем, что курс зарубежной литературы ХХ в. изучается, как правило, в двух семестрах, теоретическую и практическую части представляется удобным подразделить на два блока («Зарубежная литература первой половины ХХ века» и «Зарубежная литература второй половины ХХ века»), каждый из которых включает семь разделов.

В первом разделе кратко объясняются цель и задача курса.

Второй раздел знакомит с основным содержанием курса, отражающим его структуру и логику. В этом же разделе приведен перечень понятий, составляющих теоретическую основу курса и определяющих успешное освоение материала.

В третьем разделе представлена система практических занятий, предполагающая изучение наиболее знаковых художественных явлений эпохи и достижений творческой мысли, отражающих специфику разных течений, особенности творческой манеры отдельных авторов. Главная цель практических занятий – знакомство учащихся с произведениями зарубежных писателей, формирование навыков филологического анализа текста. Анализ зарубежных поэтических текстов включает изучение не только переводов, но и сопоставление их с оригиналами. В связи с этим к одному из практических занятий предложены варианты индивидуальных заданий для студентов, владеющих английским языком. Такого рода задания обозначены звездочкой (*). Аналогичные задания могут использоваться и на других занятиях.

В четвертом разделе предложен список текстов для обязательного чтения, включающий художественные произведения и теоретические работы изучаемых авторов. Студенты, а также все желающие получить более полное представление о зарубежной литературе ХХ в. могут обратиться к списку текстов для дополнительного чтения. Научно-критическая литература поможет при подготовке к практическим занятиям, к сдаче экзаменов, в работе над курсовыми и дипломными исследованиями.

В седьмом разделе предложены вопросы к коллоквиумам для студентов, желающих более глубоко изучить литературу данной эпохи.

В восьмом разделе даны вопросы к экзамену, который может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Успешная сдача экзамена предполагает знание основных течений и направлений эпохи, а также умение анализировать художественные произведения зарубежных авторов. Возможными вариантами сдачи части экзаменационного материала могут стать тестирование, демонстрация навыков «узнавания» текста по предложенному фрагменту и умения интерпретировать его.

Оба блока предваряются методическими рекомендациями преподавателю и студентам, основное назначение которых – помочь более глубокому осознанию и лучшему усвоению студентами изучаемых курсов.

Следующая за методическими рекомендациями общая характеристика ХХ в. как культурно-исторической эпохи позволяет составить целостное представление о периоде, изучение которого проводится в рамках двух самостоятельных курсов.

В связи с тем, что часть поэтических текстов оказывается по ряду причин малодоступной, в приложении к учебно-методическому пособию представлены некоторые произведения зарубежных поэтов в русских переводах.

Методические рекомендации преподавателю

Небольшое количество лекционных часов, не всегда полная освещенность ряда сложных тем в учебниках требуют от преподавателя особого подхода к курсу зарубежной литературы ХХ в. В частности, характеристика основных явлений литературы первой половины ХХ столетия должна, как видится, даваться во взаимосвязи с культурфилософскими учениями, оказавшими большое влияние на литературу и культуру прошлого века. Тезисное изложение в лекции большого объема материала позволяет студентам составить четкое представление о своеобразии изучаемого периода и помогает при подготовке к практическим занятиям. Анализ модернистской поэзии, как и прозы, на практических занятиях целесообразно предварять тезисным воспроизведением лекционного материала.

Количество и последовательность вопросов к практическому занятию «Англо-американская модернистская поэзия» варьируются в зависимости от аудитории, а также целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель при проведении данного семинара. Часть вопросов, предложенных студентам для индивидуальной работы, распределяется заранее.

Самостоятельно могут быть подготовлены учащимися материалы к практическим занятиям «Эпический театр Брехта», «Литература “потерянного поколения”», «Сказка-притча А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”». Изучение данных (и некоторых других) тем на практических занятиях позволит не только глубже усвоить материал, но и применить свои знания на уроках и факультативных занятиях в школах, гимназиях и лицеях.

Особенности преподавания зарубежной литературы второй половины ХХ в. обусловлены спецификой литературного и культурного процесса данного периода. Разрушение границ между нациями, наличие различных межлитературных общностей, тесное взаимодействие литературы и философии, литературы и других форм искусства требуют объединения текстов прежде всего по тематическому принципу: роман-притча, роман-антиутопия и т. д. В связи с этим наряду с изучением литературы Западной Европы и США необходимо вводить в курсы зарубежной литературы ХХ в. разделы, посвященные культуре и литературе Латинской Америки и Японии. Изучение латиноамериканской и японской литературных традиций позволит студентам получить более полное представление о современном литературном процессе, о взаимовлиянии и развитии культур. Кроме того, недостаточная освещенность ряда сложных тем в учебниках, недоступность для студентов некоторых художественных текстов и опубликованных за последние годы статей требуют предварения практических занятий лекциями, в которых характеризуется то или иное явление литературы, определяется его место в литературном процессе в целом, а также кратко освещаются мнения ведущих отечественных и зарубежных исследователей.

Во многом условным оказывается разделение тем по блокам «Зарубежная литература первой половины ХХ в.» и «Зарубежная литература второй половины ХХ в.». В частности, особенности драматургии Б. Брехта представляется возможным рассматривать как в первом, так и во втором семестре. Творчество О. Хаксли вынесено во вторую часть пособия в связи с необходимостью изучения особенностей романа-антиутопии и сопоставления произведений О. Хаксли и Дж. Оруэлла. Темы «Латиноамериканская литература» и «Японская литература» расположены там же в связи с тем, что во втором семестре отводится несколько большее количество часов на изучение зарубежной литературы.

Отчасти условны количество и последовательность практических занятий и коллоквиумов. Возможность их варьирования определяется объемом часов, предусмотренных учебным планом, а затем степенью важности той или иной темы.

Методические рекомендации студентам

Успешное освоение курсов «Зарубежная литература первой половины XX в.», «Зарубежная литература второй половины XX в.» и сдача курсовых экзаменов предполагают умение ориентироваться в историческом, литературном и культурном процессе ХХ в., знание и понимание художественных текстов и теоретических работ художников и мыслителей ХХ столетия, умение соотносить художественные произведения с основными вехами развития интеллектуальной и духовной жизни современной цивилизации, осмысление основных литературоведческих интерпретаций произведений новейшей литературы, владение навыками литературоведческого анализа. Посещение лекций, регулярная подготовка к практическим занятиям, систематическое чтение художественных произведений, а также конспектирование основных критических исследований, указанных в списке обязательной литературы, позволяют составить достаточно глубокое представление о литературном процессе ХХ в. и научиться анализировать литературу данного периода. Кроме того, материал данного пособия может быть частично использован на уроках литературы и факультативных занятиях при прохождении педагогической практики по литературе в старших классах школ, гимназий и лицеев.

ХХ в. как культурно-историческая эпоха

ХХ в. как культурно-историческая эпоха, периодизация. Связь литературного процесса ХХ в. с историко-культурной ситуацией «рубежа веков». Предчувствие катастрофы: Первая мировая война. Кризис европейской цивилизации. ХХ в. – век войн.

Воздействие русской революции 1917 г. на мировой литературный процесс. Революции 1918 г. в Германии и Австро-Венгрии. Мировой экономический кризис 1929 г. и его последствия. Становление тоталитаризма. Фашизм и антифашизм. Вторая мировая война. Движение Сопротивления. Атомная бомбардировка Японии. Образование системы «стран социалистического содружества». Формирование «общества массового потребления». «Холодная война». Атомная угроза миру. Распад колониальных империй и тоталитарных систем. Становление «третьего мира».

Своеобразие зарубежной литературы ХХ в. Влияние на развитие литературы философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера, А. Бергсона, психоанализа З. Фрейда, К.-Г. Юнга и других. Понятие «дегуманизация искусства» (Х. Ортега-и-Гассет). У. Джеймс и литература «потока сознания». Модернизм и авангардизм. Проблема «потерянного поколения». Антивоенная и антифашистская литература. Экзистенциализм. Понятие «абсурд» и его влияние на литературу и культуру. Постмодернизм и неореализм. «Массовая культура» и контркультура. Интерес к Востоку. Феномен литературы Латинской Америки. Роль японской литературы в мировом культурном процессе.

Зарубежная литература первой половины ХХ в

Цель и задачи курса

Цель курса – формирование у студентов представления о литературе ХХ в. как культурно-историческом феномене, о неразрывной связи модернизма с кризисом общеевропейского сознания и культуры в начале прошлого столетия, о стремлении художников ХХ в. отразить новое самосознание личности и понимание своего места в мире.

1) создание у студентов представления о своеобразии изучаемого периода, об основных тенденциях литературного процесса ХХ в., о культурфилософских теориях и их влиянии на литературу;

2) изучение различных литературных течений начала ХХ в. в контексте мировой литературы;

3) анализ наиболее значительных произведений художников первой половины ХХ в. и определение их места в литературном процессе.

Основное содержание курса

Вопрос о хронологических границах XX в. Первая мировая война и ее влияние на жизнь и мировоззрение художников. Культурфилософские концепции существования человека в мире. Учение Фрейда и его воздействие на литературу и культуру XX в.

Викторианское общество на рубеже XIX–XX вв. Кризис викторианства. Разделение викторианского романа на «старый» и «новый». Декаданс, эстетизм. Символизм. Проблема реализма и модернизм в литературе первой половины ХХ в. Первая мировая война и литература «потерянного поколения».

Уильям Батлер Йейтс (1865–1939) – крупнейший представитель символизма в Великобритании рубежа XIX–XX вв. Связь с национально-освободительным движением в Ирландии. Увлечение кельтской мифологией и фольклором, мистикой и оккультизмом, интерес к восточному театру. Стремление разработать философскую и эстетическую систему, в которой был бы снят конфликт между искусством и природой. Сборник 1893 г. «Кельтские сумерки». Работа «Символизм в поэзии» (1900): разделение символов на эмоциональные и интеллектуальные, роль рифмы и ритма в поэзии. Тяготение к эпической поэзии. Сборники стихотворений «Роза» (1893), «Дикие лебеди в Куле» (1919), «Майкл Робартис и плясунья» (1921), «Башня» (1928) и другие. Основание Ирландского национального театра (Театра Аббатства). Поэтические драмы Йейтса – «Кэтлин, дочь Холиэна» (1902), «У ястребиного источника» (1916), «Смерть Кухулина» (1939).

Модернизм в Великобритании. Философские, художественные и социально-исторические предпосылки развития модернизма в 1910–1930 гг. Связь литературы с психоанализом З. Фрейда и К.-Г. Юнга, влияние «Золотой ветви» Дж. Фрезера на формирование английского модернизма. Первая выставка постимпрессионистов в Лондоне (1910). Пьесы А.П. Чехова и романы Ф.М. Достоевского в Англии.

Джеймс Джойс (1882–1941) – крупнейшая фигура английского модернизма. Эстетические взгляды Джойса. Роль ирландских мотивов и колорита в творчестве Джойса. Сборник рассказов «Дублинцы» (1914): трагедия существования и духовного оцепенения. «Портрет художника в юности» (1916): формирование и развитие сознания творческой личности, роль «эпифаний», тема свободного искусства в романе. Роман «Улисс» (1922) – «энциклопедия модернизма»: роль мифа в произведении, символы и ассоциации, «поток сознания» как метод построения и организации текста, концепция современной цивилизации. Тема регресса истории и души в нерасшифрованном романе «Поминки по Финнегану», проблема мастерства в произведении. Влияние Джойса на мировую литературу.

Имажизм. Т. Хьюм и Э. Паунд. Поэтическая теория и практика Эзры Паунда (1885–1972). Духовный портрет современника в поэме «Хью Селвин Моберли» (1920). Антологии имажизма: роль образа в поэзии, свобода метра и конкретика языка. Влияние имажизма на поэзию Д.Г. Лоренса и Т.С. Элиота.

Томас Стернз Элиот (1888–1965). Взаимосвязь литературно-критической деятельности и поэтического творчества Элиота. Традиция и классика в понимании поэта. Теория «деперсонализации поэзии», понятие объективного коррелята. Роль ритма в поэзии. Программное стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» (1917): проблема восприятия размышлений главного героя, парадоксальность как форма поэтического мышления. Картина гибнущей цивилизации в поэмах «Бесплодная земля» (1922) и «Полые люди» (1925). Мифологизм поэм Элиота, намеренная усложненность текстов. Движение к неоклассицизму в поэмах «Пепельная среда» (1930), «Четыре квартета» (1943). Своеобразие композиции поэм. Католицизм в стихотворных драмах – «Скала» (1934), «Убийство в соборе» (1935) 30-х годов. Влияние Элиота на поэзию ХХ в.

Вирджиния Вулф (1882–1941) – глава и теоретик литературы модернизма. Группа Блумсбери. Полемика Вулф с принципами реализма – программная статья «Мистер Беннет и миссис Браун» (1924). «Русская точка зрения» в творчестве Вулф. Влияние М. Пруста на эстетические взгляды писательницы. Своеобразие применения метода «потока сознания» в прозе Вулф. Теория символической природы инстинкта и теория комплексов Юнга в романах Вулф. Особенности модернистского психологического романа – «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927) и др. Поток времени и изменение человеческого сознания в романе «Орландо» (1928). Символы, метафоры и аллегории в романе «Между актами» (1941).

Дэвид Герберт Лоренс (1885–1930). Неприятие «механистической цивилизации» и программа возрождения «естественных начал» человеческой жизни. Связь концепции природы с идеями Фрезера. Разнообразие жанровых форм в творчестве Лоренса. Поэзия и поэтическое начало романов художника. Сочетание модернизма с элементами традиции. Фрейдистские мотивы в романах. «Любовник леди Чаттерли» (1928) – итоговая книга Лоренса.

Ричард Олдингтон (1892–1962). Поэзия Олдингтона. Сборники «Образы» (1915) и «Образы войны» (1919). Роль античной культуры в творчестве Олдингтона. Художественное своеобразие романа «Смерть героя» (1929). Антивикторианская, антибуржуазная, антивоенная направленность романов «Смерть героя» и «Все люди – враги» (1933).

Историческая ситуация во Франции в начале ХХ в. Усиление противоречий между Францией и Германией. Модернизм. Подъем социалистического движения в стране. Первая мировая война и ее влияние на литературу. Воздействие Октябрьской революции в России на французскую интеллигенцию. Антивоенная деятельность группы «Кларте». Создание Коммунистической партии Франции (1920). Мировой экономический кризис 1929 г. и его влияние на политическую ситуацию. Подавление фашистского мятежа 1934 г.

Первая мировая война во французской литературе. Националистические тенденции в произведениях французских писателей. Роман Анри Барбюса «Огонь» (1916) как образец революционной литературы: «дневник взвода», коллективный герой романа, рост революционного сознания.

Модернизм и авангардизм. Сюрреализм и его связь с дадаизмом. Агрессивная антиэстетичность дадаизма. Антибуржуазная и антивоенная направленность течения. Литературные манифесты дадаистов (1916, 1918). Стихотворение Тристана Тзара «Песенка дада» как поэтический манифест. Спонтанность творчества. Философские основы и эстетические принципы сюрреализма. Книга А. Бретона и Ф. Супо «Магнитные поля» (1920). Литературные манифесты сюрреалистов. Влияние психоанализа на концепцию сюрреалистов. Сюрреализм в литературе (Андре Бретон, Луи Арагон, Поль Элюар), живописи (С. Дали) и киноискусстве (Л. Бунюэль и С. Дали).

Марсель Пруст (1871–1922) – создатель модернистского психологического романа. Эстетика Пруста – книга-эссе «Против Сент-Бёва», эссе «Поэт и романист», «О вкусе»). Основные идеи сборника «Утехи и дни» (1896). Философия интуитивизма А. Бергсона и ее отражение в цикле М. Пруста «В поисках утраченного времени». Своеобразие метода Пруста – импрессионистическое фиксирование субъективных впечатлений. Роман как поток сознания автора-повествователя. Роль искусства в представлении Пруста. Влияние Пруста на развитие мировой литературы.

Андре Жид (1869–1951). Жид и Достоевский – книга «Достоевский» (1923). Проблема имморализма в повести Жида «Имморалист» (1902). «Немотивированные действия» в романах «Подземелья Ватикана» (1914) и «Фальшивомонетчики» (1925). Влияние Жида на французских писателей.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944). Философский роман «Планета людей» (1939). Сказка-притча «Маленький принц» (1943). Своеобразие жанра. Основная проблематика произведения. Тема детства.

Особенности исторической ситуации в Германии на рубеже XIX–XX вв. Внешняя и внутренняя политика Германии.

Роль Германской империи в Первой мировой войне. Революция 1918 г. Веймарская республика. Гитлеровская диктатура. Фашизм и антифашизм.

Немецкая культура рубежа XIX–XX вв. Влияние идей Шопенгауэра и Ницше на культуру и литературу. «Закат Европы» О. Шпенглера.

Австро-венгерская империя на рубеже XIX–XX вв. Национальные культуры Австрии. Пражская немецкоязычная литература.

Своеобразие развития Швейцарии. Антивоенная эмиграция в Швейцарии в годы Первой мировой войны и антифашистская эмиграция 1930-х годов. Место и роль Швейцарии в европейской культуре.

Экспрессионизм. История возникновения и эстетика экспрессионизма. Художники-экспрессионисты. Ведущие экспрессионистские журналы «Акцион» («Действие») и «Штюрм» («Буря»). Поэзия экспрессионизма (Георг Гейм, Георг Тракль, Франц Верфель). Антология поэтов-экспрессионистов «Сумерки человечества» (1919). Экспрессионизм в театре и кино.

Пражская школа. Франц Кафка (1883–1924) и экспрессионизм. Мифотворчество Кафки. Многоуровневая модель мира в романах и новеллах писателя. Проблема отчуждения. Стиль Кафки. Влияние писателя на литературу ХХ в. Особенности поэтики и проблематики романа Густава Майринка (1868–1932) «Голем» (1915).

Проблема «потерянного поколения» в романах Эриха Марии Ремарка (1898–1970) «На Западном фронте без перемен» (1929) и «Три товарища» (1938). Сходство биографий героев как иллюстрация типичности судеб «потерянного поколения».

Интеллектуальные романы Томаса Манна (1875–1955).

Философия Шопенгауэра и Ницше, психоанализ Фрейда в творчестве Манна. Жанровое своеобразие романа «Волшебная гора» (1924). Пространственно-временная организация произведения. Антагонизм «дела и духа», механистической цивилизации и человечности в романе. Проблема личности и проблема художника, судьба европейской культуры, тема ответственности в романе «Доктор Фаустус» (1947). Миф в романах Манна.

Традиции швейцарской литературы. Интеллектуальные романы Германа Гессе (1877–1962). Гессе и Манн. Опора на немецкую классику и романтизм. Влияние восточной культуры и психоанализа Фрейда и Юнга на творчество Гессе. Путь самопознания и саморазвития личности в романе «Степной волк» (1927). Жанровое своеобразие романа «Игра в бисер» (1943). Судьба европейской культуры в романе. Идея служения и смысл жизни личности в произведении. Бинарность художественного мира Гессе.

Драматургия Бертольда Брехта (1898–1956). Брехт и экспрессионизм. Теория эпического театра. Неприятие «аристотелевского» театра, апелляция к разуму, «эффект очуждения». Разрушение театральной иллюзии непрерывного движения событий (зонги, авторские ремарки, прямые обращения к зрителям, лирические отступления, плакаты, цитаты из газет, световые эффекты). Использование эпических элементов в драме. «Трехгрошовая опера» (1928, 1946) – первая «эпическая» пьеса Брехта. Протест против фашистской пропаганды войны в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» (1939). Проблема ответственности ученого перед человечеством в пьесе «Жизнь Галилея» (1938–1939, опубл. в 1943 г., перераб. в 1947 г., перераб. в 1955 г.). Причины переработки пьес. Пьесы-параболы «Добрый человек из Сычуани» (1941) и «Кавказский меловой круг» (1949). Явный и скрытый план в пьесах. Реализация художественных идей Брехта на сцене театра «Берлинский ансамбль».

Историческая и экономическая ситуация в США в начале ХХ в. Роль США в Первой мировой войне. Влияние войны на экономическое и политическое положение США.

Эрнест Хемингуэй (1899–1961). Первая мировая война и «потерянное поколение» в творчестве Хэмингуэя: сборник рассказов «В наше время» (1925), романы «И восходит солнце» (1926), «Прощай, оружие!» (1929). Тип хемингуэевского героя. Тема войны и любви в романах о «потерянном поколении». Смысл заглавий и эпиграфов. Испанская война в жизни и творчестве Хемингуэя. Эволюция героя в романе «По ком звонит колокол» (1940). Человеческая судьба в повести-притче «Старик и море» (1952). Своеобразие стиля Хемингуэя.

«Век джаза» в творчестве Френсиса Скотта Фицджеральда (1896–1940). Трагедия личности в романе «Великий Гэтсби» (1925). Принцип «двойного видения». Двойственность красоты, реализованной в богатстве, как основа трагедии в романе «Ночь нежна» (1934).

Коллизия современного американского общества в романе Теодора Драйзера (1871–1945) «Американская трагедия» (1925). Своеобразие формы романа.

Уильям Фолкнер (1897–1962). Влияние культуры американского Юга на формирование мировоззрения Фолкнера. Трагедия плантаторского Юга в романе «Шум и ярость» (1929). Проблема времени в романе. «Поток сознания» и принцип «двойного видения». Библейские аллюзии в произведении. Южная община в романе «Свет в августе» (1932). Смысл заглавий романов. Трилогия о Сноупсах – «Деревушка» (1940), «Город» (1957), «Особняк» (1960). Идейное и художественное своеобразие «Саги о Йокнопатофе».

Жизнь американского Юга второй половины XIX в. в романе Маргарет Митчелл (1900–1949) «Унесенные ветром» (1936). Причины популярности романа.

Особенности исторического развития Испании на рубеже XIX – ХХ вв. Испано-американская война 1898 г. и потеря заокеанских колоний. Установление Испанской буржуазной республики в 1931 г. Франкистский мятеж. Антифашистская война 1936–1939 гг. Фашистская диктатура.

Писатели и поэты «поколения 1898 г.». Влияние творчества Хосе Ортеги-и-Гассета на европейскую литературу.

Поэзия и драматургия Федерико Гарсиа Лорки (1898–1936). Синтез испанского фольклора с литературно-книжной традицией в книгах «Цыганский романсеро» (1928), «Поэма о канте хондо» (1931). Связь поэтики Гарсиа Лорки с сюрреализмом – сборник «Поэт в Нью-Йорке» (1930). Своеобразие драматургии Гарсиа Лорки – драмы «Кровавая свадьба» (1933), «Дом Бернарды Альбы» (1936).

Историческая и экономическая ситуация в Италии в начале ХХ в. Первая мировая война и ее политические и экономические последствия. Рабочее движение, раскол социалистической партии и создание коммунистической партии. Зарождение фашизма. Фашизм и антифашизм.

Филиппо Томмазо Маринетти (1876–1944) – глава итальянского футуризма. Отношение футуристов к культурным традициям. Манифесты и пьесы футуристов.

Основные понятия курса

Принцип двойного видения

Культурфилософские учения и литература ХХ в.

1. Влияние философии А. Шопенгауэра на европейскую культуру и литературу.

2. «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше и «Закат Европы» О. Шпенглера: «воля к власти», идея цикличности, «человеческое» и «историческое».

3. Психоанализ З. Фрейда, его влияние на литературу ХХ в.

4. К.-Г. Юнг: о психологии и творчестве. Понятие архетипа. Роль учения Юнга в литературном процессе.

5. Й. Хёйзинга и его «Человек играющий» (Homo Ludens). Роль игры в современной культуре и литературе.

6. «Дегуманизация искусства» Х. Ортеги-и-Гассета. Вопрос о роли культуры в современном мире.

7. Взгляд на искусство М. Хайдеггера.

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра (любое изд.).

2. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

3. Фрейд З. Я и Оно. Достоевский и отцеубийство (любое изд.).

4. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

5. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX веков. М., 1987.

6. Хёйзинга Й. Homo Ludens // Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

7. Шопенгауэр А. Понятие воли // А. Шопенгауэр. Избранные произведения. М., 1993. С. 41–62.

8. Шпенглер О. Закат Европы (любое изд.).

9. Юнг К.-Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-худо-жественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX веков. М., 1987.

10. Юнг К.-Г. Психология и поэтическое творчество. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

11. Нарский И.С. Артур Шопенгауэр – теоретик вселенского пессимизма // А. Шопенгауэр. Избранные произведения. М., 1993. С. 3–40.

12. Тезисы лекций.

I. Философско-эстетическая теория У.Б. Йейтса.

II. Романтизм и символизм поэзии У.Б. Йейтса.

1. * В чем и как, на ваш взгляд, проявляется влияние ирландской мифологии и идей оккультизма в поэзии У.Б. Йейтса? Приведите примеры.

2. * Определите основные мотивы лирики У.Б. Йейтса и продемонстрируйте специфику их звучания.

3. * Какую социально-историческую информацию несет название стихотворения «Пасха 1916 года»? Определите провидческую идею этого произведения. Приведите примеры образно-метафорических средств ее воплощения. Как форма произведения раскрывает его замысел?

4. * Проанализируйте некоторые из предложенных в Приложении стихотворений У.Б. Йейтса и выявите роль ритма и рифмы в данных произведениях.

III. Имажизм: теория и практика.

1. Эстетическая концепция Т. Хьюма.

2. * В чем проявляется ломка стереотипов в стихотворениях Т. Хьюма «Осень» и «Каменная набережная»?

3. Теоретические «заповеди» Э. Паунда.

4. Поэт и современная культура в поэме Э. Паунда «Хью Селвин Моберли (Жизнь и знакомства)». Почему Э. Паунд характеризует свою поэму как «попытку джойсовского по духу романа в сжатой форме»? Подтвердите свои размышления примерами.

5. * Какие лексические и синтаксические средства выражают авторское отношение к изображаемому в стихотворении Э. Паунда «Portrait d’unе femme»?

6. * Выявите влияние восточной поэзии на творчество Э. Паунда и Э. Лоуэлл (тексты для анализа см. в Приложении).

7. * Какую культурологическую информацию несет название стихотворения Паунда «Alba», Олдингтона «Лесбия», «Фавн, впервые видящий снег», Х. Дулитл «Oread»? Какова, по мнению имажистов, роль поэзии иных эпох в развитии современной поэзии и культуры?

8. * Почему использование верлибра стало одним из важнейших требований имажистов? Определите роль знаков препинания в создании интонации стихотворения Э. Лоуэлл «Декада».

9. * Какова роль повторов в усилении эмоциональности интонации в стихотворении Олдингтона «Глухонемая скорбь»?

10. * Сформулируйте основную тему стихотворения Олдингтона «Детство». Выпишите ключевые слова и объясните, как они соотносятся с заглавием произведения, какого рода образы возникают при этом соотнесении. Выявите знаки выражения авторской интонации.

IV. Поэтическая теория и взгляд Т.С. Элиота на искусство и культуру.

V. Парадоксальность как форма поэтического мышления и способы ее материального воплощения в поэме Т.С. Элиота «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».

VI. Тема умирающей цивилизации и формы ее раскрытия в поэмах Т.С. Элиота.

1. Йейтс У.Б. Розе, распятой на кресте времен. Фергус и Друид. Остров Иннисфри. Жалобы старика. Песня скитальца Энгуса. К своему сердцу с мольбой о мужестве. Пасха 1916 года. Второе пришествие (любое изд., см. также приложения к данному пособию).

2. Паунд Э. Хью Селвин Моберли (Жизнь и знакомства). Лирика // Поэзия США: сб. / Пер. с англ. М., 1982 (см. также приложения к данному пособию).

3. Олдингтон Р. Лирика (любое изд., см. также приложения к данному пособию).

4. Элиот Т.С. Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока. Бесплодная земля. Полые люди (любое изд.); Что такое классик? Социальное назначение поэзии. Назначение критики. «Улисс», порядок и миф // Т.С. Эли от. Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: драма; Эссе, лекции, выступления. М., 2002; «Улисс», порядок и миф // Иностранная литература. 1988. № 12. С. 226–228; Эзра Паунд: его стих и поэзия // Т.С. Элиот. Избранное: Религия, культура, литература. М., 2004. С. 442–466.

5. Аствацатуров А.А. Т.С. Элиот и его поэма «Бесплодная земля». СПб., 2000.

6. Ионкис Г.Э. Английская поэзия ХХ века. М., 1984.

7. Красавченко Т. Н. Английская литературная критика ХХ века. М., 1994.

8. Красавченко Т.Н. Бремя поэта. Поэзия, пророчества и мифы Старого Опоссума // Т.С. Элиот. Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: драма; Эссе, лекции, выступления. М., 2002. С. 3–12.

9. Красавченко Т.Н. Заметки к определению Т.С. Элиота // Т.С. Элиот. Избранное: Религия, культура, литература. М., 2004. С. 719–740.

10. Кружков Г.М. Роза и Башня // У.Б. Йейтс. Роза и Башня. СПб., 1999. С. 5–37.

11. Зверев А. Имажизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

12. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / Под ред. В.М. Толмачева. М., 2003. С. 275–283.

13. История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2000.

14. История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. М., 2003.

1. Место романа «Замок» в творчестве Ф. Кафки.

2. Пространственная структура романа:

– антитеза замок – деревня;

– предполагаемое внутреннее устройство замка;

– с какими объектами связано действие в деревне;

– основная характеристика пространства в книге.

3. Система персонажей:

– чиновники, их жизнь и заботы;

– жители деревни, их интересы и взаимоотношения с представителями замка;

– функции «помощников» К.;

– женские образы в произведении (Гардена, Пепи, Гиза, Фрида, Амалия, Ольга), взаимоотношения мужчин и женщин; – роль и место землемера К. в романе.

4. Основные темы произведения.

5. Смысл названия романа.

6. Проблема личности в творчестве Ф. Кафки.

7. Современная действительность в представлении писателя.

1. Кафка Ф. Замок. Процесс. Превращение. В исправительной колонии (любое изд.).

2. Брод М. О Франце Кафке. СПб., 2000.

3. Днепров В. Черты романа ХХ века. М.; Л., 1965.

4. Затонский Д.В. Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.

5. Затонский Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.

6. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф. Кафки // А. Камю. Бунтующий человек. М., 1990. С. 93–101.

7. Карельский А. Лекция о творчестве Кафки // Иностранная литература. 1995. № 8. С. 241–248.

8. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. С. 340–358.

9. Сучков Б. Лики времени: ст. о писателях и литературном процессе: В 2 т. Т. 1. М., 1976. С. 5–73.

10. История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2000.

11. История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. М., 2003.

12. История зарубежной литературы ХХ века. 1917–1945. М., 1990.

I. Своеобразие немецкого интеллектуального романа.

II. Пути к преодолению внутренней раздробленности в романе Г. Гессе «Степной волк».

1. Смысл названия романа.

2. Художественное соотношение частей («Предисловие издателя», «Записки Гарри Галлера», «Трактат о степном волке», «Магический театр»).

3. Суть «Трактата о степном волке».

4. Образ Гарри Галлера.

5. Роль Гермины, Марии и Пабло в судьбе Галлера, их функции в романе.

6. Значение Магического театра.

7. Своеобразие финала романа.

III. Проблема культуры в романе Г. Гессе «Игра в бисер».

1. Своеобразие построения «Игры в бисер».

2. Философия игры в романе.

3. Роль музыки в тексте.

4. Смысл названия романа.

1. Г. Гессе. Степной волк. Игра в бисер (любое изд.).

2. Г. Гессе. Художник и психология // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986. С. 399–403.

3. Аверинцев С.С. Г. Гессе // С.С. Аверинцев. Поэты. М.,1996.

4. Березина А.Г. Герман Гессе. Л., 1976.

5. Березина А.Г. Философия музыки в творчестве Г. Гессе // Литература и музыка. Л., 1975. С. 195–206.

6. Каралашвили Р. Мир романа Германа Гессе. Тбилиси, 1984.

7. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М., 1968.

8. Павлова Н.С. Типология немецкого романа 1900–1945 гг. М., 1982.

9. Седельник В.Д. Гессе и швейцарская литература. М., 1970.

10. История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2000.

11. История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. М., 2003.

12. История зарубежной литературы ХХ века. 1917–1945. М., 1990.

1. Проблема «потерянного поколения» в литературе первой половины ХХ в.

2. Роман Р. Олдингтона «Смерть героя»:

а) довоенная Англия: жизнь и заботы британцев;

б) тема искусства в произведении;

в) образ Джорджа Уинтерборна;

г) смысл названия романа;

д) художественное своеобразие «Смерти героя»;

е) роль античных мотивов в романе.

3. «Потерянное поколение» в романах Э. Хемингуэя:

а) «теория айсберга» и ее воплощение в произведениях Хемингуэя;

б) особенности «кодекса чести» героев американского писателя;

в) тема войны и любви в книгах Хемингуэя.

4. Романы Э.-М. Ремарка о «потерянном поколении»:

а) своеобразие повествовательной манеры Ремарка;

б) культ дружбы и товарищества в романах;

в) специфика изображения войны и ее последствий в книгах Ремарка.

1. Олдингтон Р. Смерть героя (любое изд.).

2. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! Фиеста (И восходит солнце) (один из романов на выбор студентов) (любое изд.).

3. Ремарк Э.-М. На Западном фронте без перемен. Три товарища (один из романов на выбор студентов) (любое изд.).

4. Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хемингуэя. М., 1981.

5. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М., 1984. С. 144–152.

6. Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. М., 1980.

7. Лейтес Н.С. От Фауста до наших дней. М., 1987.

8. Лидский Ю.Я. Творчество Хемингуэя. Киев, 1978.

9. Николаева Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста. Саратов, 1983.

10. Урнов М.В. Ричард Олдингтон. М., 1968.

11. Фуэнтес Н. Хемингуэй на Кубе. М., 1988.

12. История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2000.

13. История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. М., 2003.

14. История зарубежной литературы ХХ века. 1917–1945. М., 1990.

15. История немецкой литературы: В 5 т. Т. 5. 1918–1945 гг. М., 1976.

1. Теория эпического театра. «Малый Органон для театра».

2. Понятие пьесы-параболы.

3. Воплощение принципов эпического театра в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети»:

а) определение жанра пьесы;

б) понятие эпического и его воплощение в пьесе;

в) черты философского театра;

г) «эффект очуждения»;

д) роль и характер зонгов;

е) особенности финала пьесы;

ж) трактовка образов мамаши Кураж, Эйлифа, Швейцеркаса, Катрин.

4. Сценическая судьба пьесы «Мамаша Кураж и ее дети».

5. Влияние идей Брехта на современный театр.

1. Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети. Малый Органон для театра (любое изд.).

2. Брехт Б. О театре. М., 1960.

3. Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Воспоминания: В 5 т. М., 1963–1965.

4. Брехт Б. О литературе. М., 1988.

5. Бояджиев Г. В центре внимания Брехт // Г. Бояджиев. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1969. С. 332–342.

6. Зингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979.

7. Клюев В. О философском театре Брехта // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964.

8. Лейтес Н.С. От «Фауста» до наших дней. М., 1987. С. 123–135.

9. Райх Б. Брехт. Очерк творчества. М., 1960.

10. Сурков Е. Путь к Брехту // Б. Брехт. Театр: В 5 т. Т. 5. М., 1965.

11. Федоров А.А. Бертольд Брехт // История зарубежной литературы ХХ века. 1917–1945. М., 1980.

12. Фрадкин И. Брехт. Путь и метод. М., 1965.

13. Эткинд Е. Бертольд Брехт. М., 1971.

14. История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2000.

15. История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. М., 2003.

16. История зарубежной литературы ХХ века. 1917–1945. М., 1990.

17. Ст. Парабола, Притча // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

1. Особенности жанра произведения.

2. Место сказки в творчестве Экзюпери, причины обращения к этому жанру.

3. Роль посвящения.

4. Основная тематика и проблематика сказки-притчи:

– основной конфликт, его философско-эстетическое звучание;

– проблема вечного и преходящего, проблема смысла жизни;

– какие заповеди предлагает запомнить Экзюпери; что значит приручить;

– связь любви и смерти в «Маленьком принце»;

– тема ответственности человека;

– вопрос об истинных и мнимых ценностях в сказке-притче.

5. Художественное своеобразие «Маленького принца»:

– символы и аллегории;

– роль и место рисунков.

6. В каком возрасте вы впервые познакомились с «Маленьким принцем»? Насколько сейчас изменилось ваше восприятие текста по сравнению с первым прочтением?

7. Как вы думаете, интересно ли это произведение современным детям и подросткам? Важно ли для взрослых чтение сказки-притчи Экзюпери? Аргументируйте свой ответ.

1. Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц (любое изд.).

2. Ваксмахер М. Часовой в ответе за всю империю // М. Ваксмахер. Французская литература наших дней. М., 1967. С. 30–67.

3. Мижо М. Сент-Экзюпери. М., 1963.

4. Штейн А.Л., Черневич М.Н., Яхонтова М.Л. История французской литературы. М., 1988. С. 289–291.

5. Ст. Аллегория, Притча, Символ, Сказка // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Тексты для обязательного чтения

1. Фрейд З. Я и Оно.

2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра.

3. Юнг К.-Г. Психология и поэтическое творчество. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991; Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX веков. М., 1987.

4. Хёйзинга Й. HOMO LUDENS // Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

5. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

6. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991; Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX веков. М., 1987.

7. Балль Х. Манифест к первому вечеру дадаистов в Цюрихе // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.

8. Хюльзенбек Р. Дадаистский манифест 1918 г. // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.

9. Хаусман, Хюльзенбек, Голишефф. Что такое дадаизм и какие цели ставит он себе в Германии? // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.

10. Тзара Т. Песенка дада (любое изд., см. также приложения к данному пособию).

11. Супо Ф. Лирика (любое изд., см. также приложения к данному пособию).

12. Бретон А. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., 1986.

13. Эдшмид К. Экспрессионизм в поэзии // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.

14. Гейм Г. Лирика (любое изд., см. также приложения к данному пособию).

15. Тракль Г. Лирика (любое изд., см. также приложения к данному пособию).

16. Верфель Ф. Лирика (любое изд., см. также приложения к данному пособию).

17. Йейтс У.Б. Фергус и Друид. Остров Иннисфри. Жалобы старика. Песня скитальца Энгуса. Печаль любви. Пасха 1916 года. Второе пришествие (любое изд.).

18. Паунд Э. Хью Селвин Моберли (Жизнь и знакомства). Лирика // Поэзия США: сб. / Пер. с англ. М., 1982 (см. также приложения к данному пособию); Джеймс Джойс и Пекюше // Иностранная литература. 1989. № 5. С. 228–229.

19. Хьюм Т.Э. Лирика (любое изд., см. также приложения к данному пособию).

20. Дулитл Х. Лирика (любое изд., см. также приложения к данному пособию).

21. Лоуэлл Э. Лирика (любое изд., см. также приложения к данному пособию).

22. Элиот Т.С. Бесплодная земля. Полые люди. Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока. Что такое классик? Социальное назначение поэзии. Назначение критики. Эзра Паунд: его стих и поэзия. «Улисс», порядок и миф // Иностранная литература. 1988. № 12. С. 226–228.

23. Джойс Дж. Улисс.

24. Вулф В. Миссис Дэллоуэй // Иностранная литература. 1984. № 4 (или любое другое изд.). Современная литература // Писатели Англии о литературе XIX–XX вв. М., 1981. С. 276–281; Или см.: Вулф В. Миссис Дэллоуэй. На маяк. Орландо. Волны. Флаш. Рассказы. Эссе: сб. М., 2004. С. 843–850.

25. Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерли // Иностранная литература. 1990. № 9 –11 (или любое другое изд.).

26. Олдингтон Р. Смерть героя. Лирика (любое изд., см. также приложения к данному пособию); Влияние г-на Джеймса Джойса // Иностранная литература. 1989. № 5. С. 225–226.

27. Пруст М. В сторону Свана (любое изд.).

28. Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц (любое изд.).

29. Гессе Г. Степной волк. Игра в бисер (любое изд.).

30. Манн Т. Доктор Фаустус. Волшебная гора (любое изд.).

31. Кафка Ф. Замок. Процесс. Превращение. В исправительной колонии (любое изд.).

32. Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети. Кавказский меловой круг (любое изд.).

Источник:

modernlib.ru

Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие в городе Новокузнецк

В этом интернет каталоге вы можете найти Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие по разумной цене, сравнить цены, а также найти похожие книги в категории Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка производится в любой населённый пункт России, например: Новокузнецк, Кемерово, Саратов.