Каталог книг

Карельская роспись

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Раскраска по образцу из серии Народные узоры . В данном выпуске представлена карельская роспись.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Володина Т., Ефремова Е.. Куранова Е. и др. (худ.) Карельская роспись. Раскраска Володина Т., Ефремова Е.. Куранова Е. и др. (худ.) Карельская роспись. Раскраска 55 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Народные узоры. Карельская роспись. Раскраска Народные узоры. Карельская роспись. Раскраска 45 р. ozon.ru В магазин >>
Нож Скинер, M390, мельхиор, карельская береза Нож Скинер, M390, мельхиор, карельская береза 13500 р. nozhikov.ru В магазин >>
Нож Клык, Elmax, желтая карельская береза Нож Клык, Elmax, желтая карельская береза 10500 р. nozhikov.ru В магазин >>
Нож Клык, Elmax, зеленая карельская береза Нож Клык, Elmax, зеленая карельская береза 10500 р. nozhikov.ru В магазин >>
Нож Консул, Vanadis4, карельская береза Нож Консул, Vanadis4, карельская береза 11000 р. nozhikov.ru В магазин >>
Нож Клык, ELMAX, мельхиор, рукоять карельская береза Нож Клык, ELMAX, мельхиор, рукоять карельская береза 10500 р. nozhikov.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Карельская роспись

1. Познакомить с историей карельской росписи. Формировать представление о элементах узора (ягодки, розы, тюльпаны, яблочки, сердечки, бутоны, листья).

2. Учить рисовать элементы «ягодки, яблочки».

3. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Развивать умение любоваться изделиями народных мастеров.

Материалы: гуашь, кисти (белка)№4,3,5, баночка с водой, тонированная бумага, фотографии с образцами изделий карельской росписи, презентация, образцы с поэтапным выполнением элементов.

Коробейник: Приходите, покупайте. Расписные доски, ложки для хозяек, игрушки для детей.

Воспитатель: Здравствуйте. Как вас звать и куда вы идёте.

Коробейник: Звать меня Иваном, а иду я из Пудожского района. У нас в Карелии очень много лесов и поэтому наши мастера используют дерево для изготовления разной утвари посуды, шкатулок, игрушек, мебели, а чтобы всё было красивое, они расписывают различными узорами. Называется это Карельская роспись.

У нас в Пудожском районе и в Заонежье, расписывают растительными узорами «ягодки, розы, тюльпаны, листья, яблочки». В других районах Карелии в Олонце и Пряжинском районе геометрические узоры, они расположены друг под другом несколько ярусов.

Вот хожу по деревням, продаю товар.

Воспитатель: Можно нам посмотреть ваш товар.

Коробейник: Смотрите сколько хотите.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие искусные мастера. Давайте посмотрим, какие цвета используют мастера в своих работах (синий, голубой, зелёный, бирюзовый, красный, розовый). Скажи нам, пожалуйста, Иван, где берут такие краски ваши мастера?

Коробейник: Наши мастера используют природные краски из местных пород камня и цветной глины, а киноварь (красная) и «голубец» мы покупаем и очень бережём, их мы смешиваем с другими красками. Чтобы наши росписи долго держались, мы добавляем специальные растворы, которые изготавливаем из смолы лиственницы и вишни.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые работы сделали мастера (показ презентации или видеоряда).

Воспитатель: Ребята, вам понравились работы? Вы бы хотели научиться Карельской росписи?

Воспитатель: Иван, ты бы мог нас научить?

Коробейник: Конечно, могу, только сначала давайте отдохнём и поиграем, а то я устал с дороги.

Хороводная игра «Шёл козёл по лесу».

Коробейник: Садитесь за столы, я сейчас вам покажу, как надо рисовать ягодки и яблочки.

Коробейник: Ягодки и яблочки это основной элемент росписи. Чтобы нарисовать ягодку надо смочить кисточку в баночке с водой, набрать гуашь на кисточку. Лишнюю краску снимаем о край баночки с краской. Кисть держим перпендикулярно листу бумаги, на котором собираемся писать. Кистью касаемся бумаги, делаем лёгкий нажим, плавно поворачиваем кистью по часовой стрелке, постепенно нажимая, образуя круг. Снова плавно приподнимаем кисть, завершаем мазок, и кончиком кисти соединяем его с началом « ягодки». Дети рисуют.

Коробейник: Молодцы. Теперь будем рисовать «яблочко». Набираем краску, убираем лишнюю о края баночки и начинаем писать: «Яблочко» имеет форму двух соединённых между собой «ягодок», только вытянутой формы (показ). Дети рисуют.

Коробейник: Молодцы, у вас получились очень красивые работы. Мне у вас понравилось.

Воспитатель: Иван, а ты придёшь к нам ещё, мы хотим дальше учиться писать Карельскую роспись?

Коробейник: Обязательно приду, а сейчас мне пора идти дальше. До свидание.

Воспитатель: Ребята, с какой росписью мы с вами познакомились?

Какие краски использовали мастера?

Какие элементы мы с вами сегодня рисовали?

Вам понравилась Карельская роспись? Чем понравилась?

Мне тоже понравилась. Я думаю, что мы с вами скоро станем настоящими мастерами. Молодцы.

Рекомендуем посмотреть: Похожие статьи:

Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство с карельской росписью" показался мне интересным. Замечательный материал, очень много нового и интересного для детей. Какое разнообразие форм работы Вы использовали на занятии! Чудесные работы, иллюстрации, фотографии.

Всего Вам доброго,

Спасибо за приглашение. Занятие интересное, познавательное. Понравился приход гостя. С такими сюрпризными моментами все занятия всегда проходят увлекательнее. С уважением и голосом 8, И.В.

с удовольствие голосую!

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Источник:

ped-kopilka.ru

Роспись по дереву - Карельские ремесла

Роспись по дереву

Виктория Басинова (Гильдия мастеров декоративно-прикладного искусства Карелии,

г. Петрозаводск) показывает процесс создания традиционного сюжета карельской росписи

Орнамент – неотъемлемая часть предметов крестьянского быта. Свободными кистевыми росписями украшали киоты, иконы, прялки, сундуки, ларцы, сани, дуги, вальки, филенки дверей и шкафов, рубели, тябла между рядами икон в церквях… Эти росписи раскрывают многогранность одаренности крестьянских мастеров.

В народном искусстве мастеров Карелии соединен художественный опыт карел, вепсов, славян и других народов. Традиционные мотивы народного искусства отшлифовывались столетиями многими поколениями. В результате выработались местные художественные особенности, присущие работам мастеров-прикладников Карелии. И сегодня традиционная основа не мешает индивидуальному подходу в творческой работе мастера.

Стихия орнаментального творчества увлекает мастеров рукописной книги, живописи, вышивки и золотного шитья, резьбы, росписи деревянных изделий, объединяет древнерусские «крины» – трехлепестковый росток, «сказочные розы» и «тюльпаны» с мотивами местной флоры – цветками шиповника («северная роза»), кустиками и ягодками морошки, клюквы, черники. Основа композиции росписей – «древо жизни». Главные смыслы его – вечность жизни, плодородие, счастье. Изображение «древа жизни» несет добрые пожелания, радость, укрепляет духовные силы.

Особенности духовного склада и характера, свойственные народу Карелии, выражались в большой эмоциональной выразительности композиций – в устремленности ввысь силуэтов прялок, в типичном для орнамента движении вверх, по вертикали.

Основным законом живописной системы Карелии была роспись по цветным фонам (зеленым, синим, голубым, зеленовато-серым), на которых ярко светятся красные, розовые, голубые и оранжевые цветы. Контрастные цветовые созвучия гармонируют с умело введенными разбелами (оживками) и узорными приписками темного цвета. Иногда росписи выполнялись по темным, насыщенным фонам – коричневым, зеленым, синим, на которые орнамент ложился светлым перламутровым сочетанием розовых, голубых, золотистых, нежно-зеленых оттенков.

Карельский вариант искусства свободных кистевых росписей испытал на себе наибольшее воздействие орнаментальной живописи Древней Руси. Оно ощущается в совершенстве приемов многослойного лессировочного письма. Обучение у иконописцев Выгорецкого общежительства воспитало у мастеров умение ценить изящество рисунка и развило профессиональные навыки в изображении сложных растительных форм, позволявшие трактовать мотивы цветов в своеобразном «полуобъеме». Это способствовало проявлению в карельских росписях изобразительного начала.

Каждый мастер росписи, придерживаясь общепринятых традиций письма, имел присущую ему манеру письма. Кистевые росписи выполнялись масляными красками без предварительного нанесения контуров рисунка. Характерные технические приемы и стилевые особенности кистевых узоров взаимообусловлены и проявляются в свободной непринужденной манере исполнения.

В росписи русских мастеров наблюдалось больше элементов изобразительного рассказа, у карельских преобладает декоративная сторона. Неповторимую прелесть карельским росписям придает особое простодушие, даже наивность манеры письма. Эти характерные особенности расписных узоров сближают их с карельской вышивкой и резьбой по дереву.

В карельских народных росписях XIX века выделяются два направления. Для первого характерны элементы, очевидно, древнего происхождения – узоры из простейших геометрических фигур, для второго, появившегося в живописном орнаменте карел позднее, свободные кистевые росписи с растительным узором.

Для росписи мастера использовали природные красители из местных пород камня, коры деревьев, трав, цветов, семян, ягод. Красители определяли довольно сдержанную цветовую гамму: зеленые, коричневые, черные, серые тона. Любимые краски карел – киноварь и голубец (красная и синяя) – приобретались на русских ярмарках в больших городах. Клеевые грунты использовались как в иконописи, в качестве основы под роспись.

Возрождение искусства росписи по дереву связано с работой экспериментально-творческого комбината «Карельские сувениры», существовавшего в 1963–2002 годы. В работах мастеров комбината сохранялся основной творческий метод народного декоративного искусства – свободное вариативное повторение орнамента, в течение ряда лет создавалась коллекция образцов росписи. К сожалению, сейчас, после закрытия предприятия, то, что было наработано художниками комбината «Карельские сувениры», безвозвратно уходит.

Современные карельские мастера росписи по дереву используют сочетание традиционного подхода к росписи – грунтование клеевыми растворами, воспроизведение карельского строя орнаментов, традиционных приемов выполнения элементов росписи – с использованием современных красителей и материалов.

Виды ремесел: По виду изделия

Cайт создан в рамках проекта «Карельская ремесленно-сувенирная сеть» (2007-2008 гг., программа «Добрососедство Еврорегион Карелия») и модернизирован в рамках проекта «Центр дизайна и ремесленный бизнес-инкубатор» (2011-2013 гг., программа ППС ЕИСП «Карелия»).

Источник:

www.kareliancraft.com

Роспись по дереву, Традиционные ремёсла и хозяйство, Музей-заповедник - Кижи

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЁСЛА

видеокаталог ремёсел, хозяйства и плотницкого мастерства

→ Роспись по дереву

Роспись по дереву

Неотъемлемой частью декорирования предметов крестьянского быта являлся орнамент, выполненный в технике росписи. Им украшали тябла между рядами икон в церквях, киоты, иконы, прялки, сундуки, ларцы, сани, дуги, вальки, рубели, филенки дверей и шкафов. Неповторимую прелесть росписям придаёт простодушие, и даже наивность манеры письма мастеров.

В Южной Карелии, в районах компактного проживания различных групп карелов преобладала архаичная геометрическая роспись. В районах бывшей Олонецкой губернии, где основным населением были русские и вепсы, роспись выполнялась в свободной кистевой манере.

Для росписи используется достаточно широкая плоская кисть, на которую набирается краска двух цветов — с одного края основная, с другого — на оттенок светлее или белая. В процессе наложения мазка краски смешиваются в середине кисти и таким приемом удается добиться тени и полутени — изображение получается объёмным.

Среди мотивов такой росписи преобладает растительный, центром композиции которой является древо, украшенное розами, тюльпанами, листьями, с умело введёнными разбелами (оживками) и узорными «приписками» в виде тонких ветвей и завитков тёмного или чёрного цвета. Письмо делалось всегда по цветному фону — зелёному, синему, голубому, зеленовато-серому, коричневому, на котором расцветали яркие красные, розовые, голубые и оранжевые цветы. Иногда росписи выполнялись и по тёмному, насыщенному фону — коричневому, зелёному, синему. На нём орнамент ложился светлым перламутровым сочетанием розовых, голубых, золотистых, нежно-зелёных оттенков.

Технику росписи по дереву в музее демонстрирует Наталья Анатольевна Ратникова.

Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.

Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.

Источник:

kizhi.karelia.ru

Традиции росписи по дереву - Туризм в республике Карелия

Традиции росписи по дереву

На протяжении многих веков роспись по дереву была неразрывно связана с бытом крестьян. С помощью кисти и красок карельские мастера наносили орнамент на иконы, сундуки, прялки и другие предметы.

Традиционная для Карелии кистевая роспись объединила в себе художественный опыт карел, финнов, вепсов и славян. Сюжеты традиционных рисунков нередко оттачивались мастерами на протяжении нескольких столетий и передавались из поколения в поколение. В результате роспись по дереву в Карелии приобрела свои художественные особенности, которые позволяли отличить творения карельских умельцев от работ других мастеров.

Основой большей части композиций являлось так называемое «древо жизни», которое символизировало вечность жизни и счастье. Считалось, что этот рисунок укрепляет духовные силы и несет добрые пожелания. В сочетании рисунков наблюдается устремленность силуэтов вверх, что современными краеведами считается одной из отличительных особенностей мировосприятия карельских народов.

Чаще всего мастера наносили рисунки на цветной фон. Цветовые контрасты нередко дополняли оживками, выполненными в темных тонах. К примеру, на зеленом или коричневом фоне орнамент выполнялся в голубых или розовых цветах.

Значительное влияние на карельские традиции росписи по дереву оказала древнерусская живопись. Особенно хорошо это заметно в технике лессировки. Карельские мастера обучались особенностям искусства создания рисунков у иконописцев Выгорецкой обители, известной как крупнейший центр старообрядчества Русского Севера. Достоверно известно, что художественное мастерство жителей пустыни находился на очень высоком уровне, а расписные изделия выгорецких мастеров поражали своей красотой. Полученные навыки позволяли древним художникам повысить собственный профессиональный уровень и научиться создавать изящные рисунки. Именно благодаря этому с течением времени в карельских росписях начали появляться «полуобъемные» рисунки.

Несмотря на существование общепринятых художественных приемов, каждый мастер обладал уникальным почерком, что положительно сказывалось на разнообразии узоров и декоративных деталей. Свободная манера исполнения способствовала появлению характерных технических приемов, которые позволяли художникам выработать свой уникальный стиль. Кстати, опытные мастера никогда не наносили контуры рисунка на поверхность заранее и расписывали предметы без предварительной подготовки.

Карельские народные росписи условно разделяются этнографами на два независимых направления. За основу одного из них взяты элементы древнего изобразительного искусства в виде различных геометрических фигур, ну а другое отличается использованием более поздних элементов живописного орнамента. На рисунках карельских мастеров присутствует большое количество декоративных элементов, которые помогали создать неповторимый стиль, гармонирующий с другими вида народного творчества. Русские мастера предпочитали эксплуатировать элементы художественного рассказа.

Цветовая гамма, которую использовали мастера для росписи по дереву, полностью зависела от доступных природных красителей, которых добывали из коры деревьев, ягод, трав и каменных пород. Красную и синюю краску карелы приобретали на ярмарках, которые довольно часто проводились в больших городах.

В период с 1963 по 2002 годы на территории Карелии действовал комбинат «Карельские сувениры». Мастера предприятия занимались возрождением искусства росписи по дереву, сочетая в своих работах свободный подход к созданию орнамента и разнообразные декоративные элементы, дополнявшие рисунок. За время работы комбината была создана уникальная коллекция образцов росписи, в которой собраны образцы традиционного народного искусства.

Сегодня карельские мастера стараются комбинировать в своих работах традиционные приемы росписи и современные материалы. Украшенные росписью изделия из дерева можно увидеть практически в любом музее, расположенном на территории республики, или приобрести в сувенирных лавках.

Источник:

karelian.ru

Карельская роспись, Городской парк

Карельская роспись

В Карелии издавна жили мастера, владевшие искусством росписи по дереву. С их творчеством нас знакомят расписные шкафчики и прялки, солонки, ковши и многие другие предметы, способные радовать богатством декоративного ритма, пластикой линий, гармонией цвета. Авторами этих произведений были живописцы, принадлежавшие к числу коренного населения-карел, а также русские мастера – потомки переселенцев из Новгорода Великого. Как и другие виды народного прикладного декоративного творчества, роспись по дереву сохранила в Карелии два самостоятельных направления – русское и карельское, которые развивались в близком взаимодействии, обогащали друг друга, составляя плодотворный сплав художественных традиций. Лесные богатства Карелии позволяли широко использовать дерево для изготовления разнообразных бытовых предметов. Образы природы способствовали формированию поэтического языка народного декоративно-прикладного творчества и утверждению своеобразных «эталонов» красоты. Представления о жизни, ее вечности, плодородии, благополучии, счастье раскрывались в образе «древа жизни», изображавшегося с плодами и цветами, а иногда и с корнями. В образах цветов, распускающихся бутонов воплощалось свойственное еще поэтическому миру Древней Руси представление о земле как о цветущем саде. Раздумья о жизни, о судьбе человека и мироустройстве получили яркое отражение в разнообразных композициях.

Использование природных красителей, изготовлявшихся из местных пород камня и цветных глин, приучало мастеров Карелии к сдержанной красочной гамме и умению пользоваться ограниченным количеством красок. Киноварь и «голубец» покупали в небольшом количестве и расходовали экономно, примешивая к местным красителям, и тем не менее расписные изделия Карелии радуют праздником красок и нежностью мягких фресковых тонов.

Сравнивая росписи, выполнявшиеся русскими и карельскими мастерами, можно заметить, что творчество последних отличалось оригинальным образным строем, для которого характерно весьма сдержанное проявление изобразительного начала и высокое развитие орнаментально-ритмического (схематичность и геометричность). Карельские мастера сравнительно редко включают в орнамент конкретные виды растительных форм, например розы или тюльпана, и значительно чаще создают плоскостные геометризированные формы цветов, изображая их в виде лучистых розеток или кругов, обрамленных мелкими кружочками лепестками. Их увлекает узорное перевоплощение мотивов, и поэтому они склонны предельно обобщать очертания деревьев, цветов и больше внимания уделять декоративным разделкам и прорисовке деталей.

Обращая внимание на технические приемы исполнения карельской росписи, характерные для живописцев карел, даже самые искусно выполненные ими орнаменты отличаются плотным, «корпусным» наложением красок. Лишь немногим мастерам нравилось, подобно русским живописцам, наносить краску легкими, полупрозрачными лессировочными мазками, сочетая их с плотной корпусной пропиской деталей. К особенностям техники карельских росписей относится и сочетание работы кистью с обильным использованием «тычков» разных размеров.

Источник:

gor-park.ru

Карельская роспись в городе Пермь

В этом интернет каталоге вы сможете найти Карельская роспись по доступной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть иные предложения в группе товаров Детская литература. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка производится в любой населённый пункт РФ, например: Пермь, Пенза, Воронеж.