Каталог книг

Культура и социальное поведение. Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Это первое учебное пособие в мировой учебно-методической литературе, посвященное роли культуры в социальном поведении и ориентированное, прежде всего, на студентов, специализирующихся в области социальной психологии и близких к ней отраслей психологии. Вместе с тем данный труд представляет исключительный интерес для профессионалов в области психологии и смежных наук, благодаря глубокому анализу и основательному изложению как теоретико-методологических, так и прикладных вопросов, включая проблематику методов кросс - культурных исследований.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Триандис Г.К. Культура и социальное поведение : учебное пособие Триандис Г.К. Культура и социальное поведение : учебное пособие 877 р. bookvoed.ru В магазин >>
О. Г. Тихомирова Организационная культура. формирование, развитие и оценка. Учебное пособие О. Г. Тихомирова Организационная культура. формирование, развитие и оценка. Учебное пособие 459 р. ozon.ru В магазин >>
К. В. Томашевская Русский язык и культура речи. Учебное пособие К. В. Томашевская Русский язык и культура речи. Учебное пособие 236 р. ozon.ru В магазин >>
Леньков Р. Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие Леньков Р. Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие 363 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
В. А. Спивак Организационное поведение: учебное пособие В. А. Спивак Организационное поведение: учебное пособие 69.9 р. litres.ru В магазин >>
Хохлова Т. Организационное поведение (Теория менеджмента: Организационное поведение). Практикум. Учебное пособие Хохлова Т. Организационное поведение (Теория менеджмента: Организационное поведение). Практикум. Учебное пособие 539 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина Пути самосовершенствования педагога-тренера на примере гимнастики. Учебное пособие Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина Пути самосовершенствования педагога-тренера на примере гимнастики. Учебное пособие 334 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Триандис Гарри К

Триандис Гарри К. Культура и социальное поведение

Перевод: кандидат психологических наук, доцент Соснин В.А.

Влияние культуры на наши представления о себе и социальном поведении

Культура: взаимосвязь схоства и различий

Представления о культурных различиях

Ограничения, которые накладывает культура на восприятие окружающего мира

Определения: экология и культура

К вопросу об определении культуры

Передача культурных навыков

Эмические и этические аспекты культуры

Где располагается культура?

Культура – это явление «суперорганические»

Сколько в мире культур?

Определение культуры, которое следует из нашей дискуссии

Теоретическая основа для изучения экологии, культуры и поведения

Вопросы и упражнения

Почему необходимо изучать взаимосвязи культуры и социального поведения

Преимущества кросс-культурных исследований

Проверка применимости результатов социально-психологических исследований

Культуры дают возможность проводить естественные эксперименты

Изучение культурных изменений

Культура и социальные проблемы

Культура и здоровье

Культура и неравенство полов

Культура и нравственность

Вопросы и упражнения

Проблемы и трудности

Варианты решения этих проблем

Хорошая теория может исключать конкурирующие гипотезы

Индексы аккультурации помогают обосновать культурные различия

Использование статистических методов

Общая перспектива использования кросс-культурного подхода

Эмические и этические аспекты кросс-культурного исследования

Ииспользование эмических процедур для измерения этических конструктов

Этнографические наблюдения / Формирование общих представлений

Интервью и опросы

Документальные архивные данные в сфере человеческих отношений

Этические вопросы кросс-культурных исследований

Этноцентрические и андроцентрические пристрастия исследователей

Критерии доброкачественного кросс-культурного исследования

Вопросы и упражнения

Анализ субъективной культуры

Идеалы и ценности

Значимость принадлежности к своей группе

Значение и смысл социального поведения

Субъективная культура и социальное поведение

Вопросы и упражнения

Различия в элементах субъективной культуры

Гендерное неравноправие в современном мире

Страны Третьего мира

Что функционально, то и полезно

Культурные различия в характеристиках

Категория времени в разных культурах

Культура и институт брака

Культура и социальная дистанция

Культура и стереотипы

Вопросы и упражнения

Культурные различия в моделях социального поведения

Элементарные формы социального поведения

Элементарные формы и культурные синдромы

Характеристики элементарных форм социальных отношений

Элементарные формы поведения и ценности

Жесткие и рыхлые культуры

Взаимосвязи между культурными синдромами

Вопросы и упражнения

Коллективизм (контекстуальная зависимость) и коммуникация

Изменение установок через передачу информации

Надежные источники сообщений

Коммуникация и социальное поведение

Идеологизм и прагматизм

Ассоциативная и абстрактная коммуникация

глазной контакт, дистанция, движение тела, жесты

Вопросы и упражнения

Влияние культуры на проявление агрессии, оказание помощи, доминирование и конформное поведение

Субъективная культура и социальное поведение

Обычаи и привычки

Отношение к другим людям

Ситуация облегчает выбор поведения

Полезность оказания помощи

Близость (открытость) и формальностьотношений

Вопросы и упражнения

Решение проблемы разнообразия и межкультурные отношения

Положительные и отрицательные аспекты культурного разнообразия

Факторы, детерминирующие культурное разнообразие

Воспринимаемое сходство и культурный шок

«Аддитивный» и «вычитаемый» мультикультурализм и культурная идентичность

Характеристики основных национальных меньшинств в США

Американцы азиатского происхождения

Барьеры межкультурных отношений

Межгрупповые факторы в сравнении с межличностными

Стереотипы в межгрупповых отношениях

Межгрупповые предпочтения и социальная дистанция

Некоторые характеристики межгрупповых отношений

Вопросы и упражнения

Факторы, обуславливающие успех в межкультурных отношениях

Подготовка к зарубежному путешествию/ Личность туриста/ Трудности определения границы

Многообразие культурного научения

Общекультурный и культурно - специфический тренинг

Знакомство с местными культурами

Культурный ассимилятор как проводник межкультурной восприимчивости

Тренинг модификации поведения

Дополнительные сведения в отношении тренинга

Стратегии улучшения межкультурных отношений

Источник:

www.twirpx.com

Гарри Триандис - Культура и социальное поведение

Культура и социальное поведение. Учебное пособие

ПОЛУЧАТЬ РАССЫЛКУ ИНСТИТУТА

Гарри Триандис "Культура и социальное поведение"
  • размер шрифта уменьшить размер шрифтаувеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта

Гарри Триандис - американский психолог. В 1958 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Корнелльском университете. С 1966 г. профессор университета в Иллинойсе. Член редколлегии "Журнала межкультурной психологии".

Специалист в области психологии установки, этнопсихологии. Занимался изучением влияния культуры на социальное поведение, в частности - на эмоциональное восприятие, смысловые образования, мыслительные процессы, межличностные отношения.

Книга «Культура и социальное поведение» Г. Триандиса была переведена на русский язык в 2007 году и сразу же покорила всех своими глубокими изучениями в области становления и развития кросс-культурной психологии. Она стала первым учебным пособием в мировой учебно-методической литературе, посвященным роли культуры в социальном поведении.

Актуальность книги, вне сомнения, велика. Для нас, по сей день, важен вопрос кросс-культурной коммуникации. В книге, автор поднимает такие важные вопросы как: влияние культуры на наши представления о себе и социальном поведении, а так же влияние культуры на проявление агрессии, оказанию помощи, доминированию. Автор ставит вопрос о важности изучения взаимосвязи культуры и социального поведения. Подробно останавливается на методах изучения культуры, анализе и различиях в элементах субъективной культуры. Обращает внимание на связь между культурой и коммуникацией. Впервые говорит о «межкультурном тренинге». В конце каждой главы следует заключение, которое кратко описывает основные тезисы.

Учебное пособие ориентировано, прежде всего, на студентов, специализирующихся в области социальной психологии и близких к ней отраслей психологии. Вместе с тем, данный труд представляет исключительный интерес для профессионалов в области психологии и смежных наук, благодаря глубокому анализу и основательному изложению как теоретико-методологических, так и прикладных вопросов, включая проблематику методов кросс - культурных исследований.

Последнее от ipp.hse Полезная информация Слушателям Абитуриентам

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИПП НИУ ВШЭ

Базарова Гули Тахировна

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Медведева Наталия Львовна

- Наша группа в Facebook

г. Москва, ул. Трифоновская, д.57, строение 1

Источник:

ipp.hse.ru

Читать бесплатно книгу Социальная стабильность: от психологии до политики, Елена Перелыгина (8-я страница книги)

Социальная стабильность: от психологии до политики

Эра «легкой современности», которая выступает как эра информации, преобразовавшая межгрупповое взаимодействие в системе социальной стабильности в направлении смены вертикальных, иерархических структур на горизонтальные – сетевые, отказа от долговременных паттернов межгруппового взаимодействия, ориентации на универсальную адаптируемость, пластичность связей, представила новую модель успешной карьеры, лозунг которой не «стабильность», а адаптивность, корреляционная изменчивость, ситуативность. Во главу угла современной карьеры встала ориентация на достижения, на специализацию и компетентность, важность которых обусловливает внедрение системы трудового взаимодействия не на должностной, а на проектной основе.

Невзирая на текущие изменения, обусловленные наступлением эры информации, все же сохранились традиционные детерминанты межгруппового взаимодействия в системе социальной стабильности, среди которых можно назвать принадлежность к коллективистской или индивидуалистической культуре. Так, межличностное и межгрупповое взаимодействие характеризуется в коллективистских культурах высокой контекстуальной зависимостью и важностью невербальных параметров общения в противоположность индивидуалистическим культурам, в которых люди мало доверяют тому, что не заявлено ясно. В высококонтекстуальных (коллективистских) культурах взаимодействие строится на важности личных отношений, кроме того, там весьма высок уровень социального контроля. Это означает, что репутация, достоинство и «потеря лица» выступают более серьезными факторами взаимодействия в коллективистских культурах, чем в индивидуалистических.

Исследования межкультурных коммуникаций показывают, что люди больше склонны устанавливать межгрупповые взаимоотношения (например, «Я нападаю на врага», «Я встретил негра»), чем межличностные, в тех случаях, когда: 1) в прошлом были конфликтные отношения между группами; 2) существуют представления о несовместимости целей (т. е. когда одна группа чего-то достигает, а другая что-то важное при этом теряет); 3) члены ин-группы испытывают сильную привязанность к ней; 4) существует анонимность группового членства (например, группы настолько отделены друг от друга, что не могут «визуально» наблюдать лиц друг друга, или люди носят маски, как в ку-клукс-клане); 5) переход из одной группы в другую затруднен или практически невозможен. Как правило, человек располагает обширной информацией в отношении своих ин-групп и имеет адекватное представление как об отрицательных (социально не одобряемых), так и положительных (социально одобряемых) характеристиках членов собственных групп. В случае с аут-группами люди располагают более скудной информацией и, возможно, только в отношении отрицательных характеристик. Эта разница приводит к тому, что при оценке собственной группы люди главным образом характеризуются как положительные, а аут-группы получают нейтральные или негативные характеристики. Это можно проследить на результатах анализа взглядов представителей тридцати африканских групп на себя и на другие группы.

См.: Триандис Г. Культура и социальное поведение: Учебное пособие / Пер. с англ. В. А. Соснина. М.: ФОРУМ, 2007. С. 321.

[Закрыть] . Сходные результаты можно получить не только в африканских племенах, но и в крупных индустриальных городах. Так, проведенное в 2007 году исследование в городе Екатеринбурге[117] 117

Исследование проводилось среди 12 учебных групп Уральского экономического колледжа (224 опрошенных).

[Закрыть] показало неподдельный энтузиазм студентов в оценке характеристик своей группы, только в одном случае аут-группа получила позитивные оценки. Рассматриваемые результаты коренятся не только в приверженности интересам, ценностям, целям ин-группы, но и в уровне коммуникативной компетентности субъектов взаимодействия. Процессуальный подход к ее формированию отражен в позиции Г. Триандиса, который определяет четыре стадии компетенции в межгрупповом взаимодействии: 1) неосознаваемое отсутствие компетентности, когда люди интерпретируют поведение других ошибочно, но не осознают этого; 2) осознаваемое отсутствие компетентности, когда люди понимают, что неправильно интерпретируемое поведение, но не знают, что с этим делать; 3) осознаваемая компетентность, когда люди изменяют поведение, принимая во внимание факт взаимодействия с представителем другой культуры; 4) неосознаваемая компетентность, когда правильная модель стала частью привычной структуры общения[118] 118

См.: Триандис Г. Указ. соч. С. 228–229.

[Закрыть] . Очевидно, что начиная с третьей стадии человек обретает возможность регулирования взаимодействий в интересах социальной стабильности.

Межгрупповое взаимодействие в системе социальной стабильности определяется во многом готовностью к сотрудничеству и «разделению» интересов с членами ин-группы, а также противостоянием внешним группам (аут-группам), с которыми они себя не идентифицируют. Когда человек ощущает «общую судьбу» с какой-то совокупностью других людей, они часто воспринимаются как принадлежащие к ин-группе. При этом понимание ин-групп в разных культурах различно. В некоторых оно очень узкое, это, например, семья (как в Южной Италии 1950-х годов), в других существует несколько типов значимых коллективов, и некоторые достаточно многочисленные (например, в Японии вся страна – один из таких коллективов). В зависимости от культурной принадлежности существуют различия в трактовке социального поведения и взаимодействия. Так, в разных культурах существуют устойчивые отличия в понимании и значимости социального поведения и разные способы идентификации этих отличий. Каждая культура имеет собственные стандарты социального поведения[119] 119

См.: Триандис Г. Указ. соч. С. 150–155.

[Закрыть] . Например, считается, что приглашение на ужин – во Франции более «интимный» тип поведения, чем в США. Понимание значимых различий в социальном поведении может способствовать оптимизации межгруппового взаимодействия и повышению уровня компетенции в межгрупповом, как и межличностном взаимодействии, которое можно обозначить как интерактивную компетентность в целях социальной стабильности.

Взаимодействие между группами как субъектами «выбора целей, ценностей, решения проблем, принятия решений и т. д.»[120] 120

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 162.

[Закрыть] в целях и параметрах социальной стабильности предусматривает учет возможных разногласий, разницы статусов и позиций, установок и решений, на что обратил внимание В. Байон в своей динамической теории группового функционирования[121] 121

Поскольку специальное исследование психологических теорий не является нашей целью, поэтому для объяснения и смысловой фокусировки нашей линии мы воспользуемся различными доступными материалами, в том числе и учебными пособиями.

[Закрыть] . По мнению Байона, группа представляет собой макровариант индивида, и, следовательно, она характеризуется теми же параметрами, что и отдельная личность, т. е. потребностями, мотивами, целями и т. п. Группа всегда представлена как бы в двух планах: с одной стороны, она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы вполне рационально, осознанно принимают участие; с другой стороны, Байон вычленяет аспекты групповой культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов группы. Одним словом, Байон пытается перенести понятия и механизмы, вычлененные и обоснованные Фрейдом при изучении индивидуальной психики, на тот случай, когда их субъектом оказывается не отдельная личность, а целая группа, хотя в большей своей части высказанные Байоном положения остались неверифицированны[122] 122

См.: Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Указ. соч. С. 161–162.

Психоаналитическая ориентация концепции У. Шутца обращает внимание на детерминацию поведения и взаимодействия межличностными потребностями индивидов. В контексте социальной стабильности интересно учесть исследование Шутца в отношении межличностной потребности в контроле, выделение им трех типов поведения в сфере контроля – «отказывающееся», «автократическое», «демократическое»[123] 123

См.: Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Указ. соч. С. 170.

[Закрыть] , что с учетом позиции В. Байона позволяет трактовать симметричные типы взаимодействия групп. Реализация властных отношений для обеспечения социальной стабильности позволяет увидеть различные типы поведенческих моделей группового взаимодействия. Конформизм и покорность в одном случае могут вступать во взаимодействие с доминирующим типом, уверенно и динамично принимающим решения. Наиболее адекватным типом взаимодействия можно считать сбалансированный тип, или, в терминологии Шутца, «демократический». Такой вариант взаимодействия учитывает ситуационный подход и обладает достаточным потенциалом для многостороннего его регулирования и конструктивного взаимодействия[124] 124

См.: Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Указ. соч. С. 171.

[Закрыть] . Фактором дестабилизации здесь может наиболее явственно выступать тенденция к девиантным коммуникативным формам, которая отличается отказом следовать социальным нормам и уважать права других.

В качестве специфической социальной группы многие российские этнологи и психологи рассматривают этнос, определяя его как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие. Этническая идентичность как осознание человеком своей принадлежности к определенной этнической общности оказывает серьезное влияние на межгрупповые отношения. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента – когнитивный и аффективный, хотя некоторые авторы выделяют и поведенческий компонент идентичности, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построения системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях»[125] 125

Дробижева Л. М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996. С. 296.

[Закрыть] . Единый процесс дифференциации/идентификации приводит к формированию этнической идентичности, которая в самом общем смысле есть результат процесса сравнения «своей» группы с другими социальными объектами. Именно в поисках позитивной социальной идентичности индивид или группа стремится самоопределиться, обособиться от других, утвердить свою автономность. Этническая идентичность как механизм, определяющий основы межгруппового взаимодействия в системе социальной стабильности, основывается на процессах категоризации (на «мы» и «они»). А. Тэшфел и Дж. Тернер выдвинули общий психологический принцип, согласно которому оценочное сравнение категоризуемых групп неразрывно связано с другим когнитивным процессом – групповой идентификацией. Или, по выражению русского ученого Б. Ф. Поршнева, «всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет, мера противопоставления есть мера объединения»[126] 126

Поршнев Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973. С. 14.

Широкое развитие общества потребления дает новое направление мучительного поиска современным человеком оснований собственной идентичности, независимо от этнодифференцирующих признаков. Эти процессы находят свое выражение в стремлении к покупкам, которые становятся борьбой против неопределенности и чувства отсутствия безопасности и стабильности. При этом идентичность проявляет себя как текучее и неустойчивое образование. «…Именно способность делать покупки в супермаркете идентичностей, степень истинной или предполагаемой потребительской свободы выбирать свою идентичность и удерживать ее сколь угодно долго становится самым легким путем к исполнению фантазий об идентичности»[127] 127

Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ.; Под ред. Ю. В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. С. 92.

[Закрыть] . При этом вещи становятся символическими обозначениями идентичности и средствами идентификации.

Товарное производство заменяет «мир прочных объектов» «одноразовыми товарами, разработанными для «немедленного устаревания». Исходя из этого можно заключить, что намеренно «нестабильные предметы являются материалом для изменения идентичности людей, которая по определению нестабильна»[128] 128

См. Бауман З. Указ. соч. С. 94.

[Закрыть] . В результате задача самоидентификации «становится средоточием конфликтов… и стимулирует конкуренцию, что ведет не к сотрудничеству, а к дестабилизации человеческих ситуаций»[129] 129

См. Бауман З. Указ. соч. С. 99.

[Закрыть] . В поисках опоры и устойчивости вспомним о других форматах взаимодействия с аут-группами. В этом плане перспективным направлением исследования механизмов межгруппового взаимодействия является теория референтных групп, согласно которой люди различным образом ориентируются на группы, которые являются внешними по отношению к их собственной. Типы референтных групп с позиций характерных для них функций, определяющих содержание межгруппового взаимодействия в системе социальной стабильности, двояки: 1) «нормативный тип», который устанавливает и сохраняет эталонные стандарты для индивидов, – это источник ценностей, ассимилируемых теми, кому они предназначены (и кто может быть, но может и не быть членом группы); мы наблюдаем его, например, когда в армию приходит новое пополнение, усваивающее ценности ветеранов; 2) «сравнительный тип», который оценивает себя и других. Этот тип меняет собой контекст для оценки относительного положения (и своего собственного, и положения других людей)[130] 130

См.: Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С. 431.

Межгрупповое взаимодействие специфического типа, сохраняющее стабильное структурное подтверждение на протяжении ряда столетий, целесообразно рассмотреть на примере каст в Индии. Основой таких социальных групп является общественное разделение труда «сообразно потребностям и природным задаткам», на которое указывал еще Платон[131] 131

См.: Платон. Государство // Сочинения в 3-х тт. Пер. с древнегреч.; Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1971. С. 145.

[Закрыть] . В этом ракурсе касты трактуются как «замкнутые, эндогамные группы людей, связанных единством наследственной профессии»[132] 132

Осипов А. Касты // Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф. В. Константинов. Т. 2. М.: Советская Россия, 1962. С. 468.

[Закрыть] . Такие социальные группы характерны для древних и средневековых государств, причем принадлежность к ним определяется также во многом и религиозно-этическими факторами, поскольку зависит от греховности в прошлых социальных взаимодействиях групп[133] 133

См.: Осипов А. Указ. соч. С. 469.

[Закрыть] . Например, индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.

Обратим внимание на социально-профессиональный характер кастовой структуры. Например, представители одной из четырех основных каст Индии – касты брахманов – на протяжении веков строго придерживались занятий и профессий, которые предусматривались их кастой. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, ученые, учителя и чиновники. Еще в первой половине XX века в некоторых районах брахманы занимали до 75 % всех более или менее важных государственных должностей[134] 134

[Закрыть] . Хотя в современной Индии ситуация меняется и устраняется жесткая взаимосвязь некогда существовавших социальных групп и их профессиональной принадлежности.

Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырех варн выросла сложнейшая многослойная система, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати), которые с ростом капиталистических отношений стали утрачивать свое значение как формы организации ремесла. Кроме того, согласно Конституции Индии (1950) было признано равноправие каст, однако фактически система кастовых различий сохранилась, на протяжении всей индийской истории демонстрируя удивительную стабильность перед изменениями. Причем на фоне развития демократии в Индии эта архаическая форма социальной организации обрела новый смысл: всеобщее избирательное право и потребность политических деятелей в поддержке электората вновь придали значимость корпоративному духу и внутренней сплоченности каст. Вследствие этого кастовые интересы стали важным фактором во время избирательных кампаний, что говорит о стабильности иерархии социальных групп, а также о стабильности норм и правил межгруппового взаимодействия.

Межгрупповое взаимодействие в системе социальной стабильности может осуществляться как в рамках одной культуры, так и между различными культурами, в частности между культурами коллективистскими или индивидуалистическими, представители которых оказывают друг на друга взаимное влияние. В процессе межгруппового взаимодействия с представителями американской культуры представители китайской коллективистской культуры усваивают «западное стремление к индивидуальному успеху». В наши дни особые успехи в деле приспособления к ценностям западной культуры делают именно китайцы[135] 135

См.: Альбертс Хана. Два мира, два взгляда // Форбс. 2009, июль. С. 24.

[Закрыть] , демонстрирующие растущее стремление к личному успеху, не свойственное традиционной коллективистской культуре Китая.

Однако некоторые тенденции в структуре межгруппового воздействия могут существенно поколебать основы социальной стабильности. Так, если цивилизация прекращает свое демографическое воспроизводство, ее постепенно поглощают иммигранты, индифферентные существующей культуре. В связи с этим ряд современных специалистов, в частности американский политик и публицист Патрик Бьюкенен, полагают, что существующий характер межгруппового взаимодействия в системе западной культуры несет угрозу стабильности западной цивилизации. Угроза социальной стабильности со стороны демографических проблем связана с ростом числа пожилых людей и притоком рабочих рук из-за рубежа. Тем самым происходит неизбежное усиление возрастной напряженности, «а с увеличением численности арабов и африканцев нарастает социальная напряженность»[136] 136

Бьюкенен П. Смерть Запада / Пер. с англ. А. Башкирова // П. Дж. Бьюкенен. М.: АСТ, 2004. С. 318.

[Закрыть] . В связи с этим отмечается важность мер по ассимиляции иммигрантов и регулированию их численности для укрепления социальной стабильности, для иллюстрации которых приведем без комментариев выдержку из материалов П. Бьюкенена, а именно предложения кандидата в Президенты США на выборах в 1992 и 1996 годах губернатора Морриса. Он считал необходимым предпринимать следующие шаги:

Легальную иммиграцию следует ограничить цифрой в 250 000 человек ежегодно. Социальное обеспечение должно распространяться только на граждан США. Иммиграционное законодательство следует изменить так, чтобы воспрепятствовать «цепной иммиграции», когда новые иммигранты привозят с собой все свое многочисленное семейство. Короче говоря, законы об иммиграции должны защищать Америку, а не подрывать ее устои.

– Программа Н-IВ, принятая радениями Силиконовой долины, программа, по которой в стране ежегодно оседают 200 000 профессиональных работников, должна быть остановлена. В 2000 и 2001 годах американцы, занятые в высокотехнологичном секторе, лишились десятков тысяч рабочих мест. Выпускники университетов не могут найти работу, на которую они вправе рассчитывать. Привозить иностранных работников, отнимая рабочие места у своих граждан, – политика безнравственная и чреватая социальной напряженностью. Мы должны обеспечить трудовой приоритет американцев.

– Амнистия нелегальным иммигрантам, предложенная президентом Мексики Фоксом, будет способствовать тому, что очередные десятки миллионов чужаков ринутся в Америку в предвкушении новой амнистии. Открывать границы в таких условиях – сущее безумие. Мы должны не допустить объявления амнистии.

– США должны набраться политического мужества и депортировать нелегальных иммигрантов. Если не существует никакого наказания за незаконное проникновение на территорию США, зачем вообще нужно иммиграционное законодательство? Если мы и впредь будем закрывать глаза и делать вид, что на наших границах все спокойно, к нам в конце концов переберется половина жителей стран третьего мира. Ведь там давно известно, что кондитерская открыта, а полицейский перестал делать обход.

– Нападения на Всемирный торговый центр и на Пентагон, равно как и другие террористические акты, должны послужить предостережением для нынешнего поколения, продолжающего рассуждать о «свободе передвижения». Мир отнюдь не таков, каким мы хотели бы его видеть, в нем достаточно людей и правящих режимов, которые ненавидят Америку и жаждут ее уничтожить. А благодаря нашей иммиграционной политике враги уже успели проникнуть на нашу территорию. Чтобы обеспечить безопасность и свободу американских граждан, мы должны выдворить из страны нелегальных иммигрантов и защищать наши границы гораздо надежнее, чем в последние десятилетия. От этого зависит, выживет ли свободное общество.

– Дети иммигрантов с первого своего появления в американской школе должны изучать английский язык. Этого желает большинство родителей-иммигрантов, этого, что намного важнее, требуют национальные интересы США. И данный метод действует. Как пишет газета «Нью-Йорк таймс», «…через два года после того, как калифорнийцы проголосовали за отмену двуязычного образования и заставили миллион испаноязычных студентов погрузиться в английскую среду, будто в холодную воду, эти студенты демонстрируют замечательные успехи в чтении, письме и устной речи, что подтверждается результатами тестов».

Кен Нунан, основатель Калифорнийской ассоциации двуязычного образования, был, разумеется, среди наиболее яростных противников поправки 227, которая предлагала покончить с двуязычным образованием. А через два года после своего поражения Нунан уже пел дифирамбы этой поправке: «Я думал, дети почувствуют себя униженными. Оказалось, что все наоборот! Я этого не ожидал, честное слово. Дети начали учить – не подхватывать на улице, а именно учить – английский язык, устный и письменный, гораздо быстрее, чем можно было предположить».

Сам калифорниец мексиканского происхождения, чья мать не знала по-английски ни слова, Нунан заключает: «В методических работах утверждается, что обучение чужому языку занимает семь лет. А у нас дети за девять месяцев научились читать на чужом языке!»

Если мы хотим остаться единой нацией, отмена двуязычия в школах – необходимое условие, поскольку наличие двух языков означает наличие двух культур и даже двух стран в одних границах. Американцам это известно. Английский язык должен стать единственным государственным языком Соединенных Штатов.

– Стремление республиканцев превратить Пуэрто-Рико в штат США не имеет отношения к реальности. Пуэрто-Рико, подобно Кубе или Коста-Рике, – отдельная страна со своей культурой, своим языком и своими традициями. Нельзя отбирать у ее народа право на независимость.

При использовании книги "Социальная стабильность: от психологии до политики" автора Елена Перелыгина активная ссылка вида: читать книгу Социальная стабильность: от психологии до политики обязательна.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник:

bookz.ru

Культура и социальное поведение. Учебное пособие в городе Владивосток

В нашем каталоге вы имеете возможность найти Культура и социальное поведение. Учебное пособие по разумной цене, сравнить цены, а также найти другие предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка может производится в любой населённый пункт РФ, например: Владивосток, Новосибирск, Саратов.