Каталог книг

Культурология. Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Представляет собой всестороннее изложение основных вопросов культурологической науки в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Цель учебника - представить в систематизированном виде современные культурологические знания, показать историю развития культурологической мысли, познакомить с категориальным аппаратом, раскрыть суть основных проблем культурологии. Для студентов и преподавателей бакалавриата и магистратуры, а также учащихся колледжей и старших классов средних школ и лицеев.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Маркова А. Культурология. Учебное пособие Маркова А. Культурология. Учебное пособие 446 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Попова Т. Культурология. Учебное пособие Попова Т. Культурология. Учебное пособие 561 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Герасимова С. Культурология и теория телекоммуникации. Учебное пособие Герасимова С. Культурология и теория телекоммуникации. Учебное пособие 803 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Шаповалов А. (ред.) Культурология. Учебное пособие Шаповалов А. (ред.) Культурология. Учебное пособие 91 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Селезнев П., Трофимова Р. Культурология. Теория и практика. Учебное пособие Селезнев П., Трофимова Р. Культурология. Теория и практика. Учебное пособие 469 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ермишина Н. Культурология. Учебное пособие для вузов Ермишина Н. Культурология. Учебное пособие для вузов 267 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
К. Н. Гацунаев Культурология. Учебное пособие К. Н. Гацунаев Культурология. Учебное пособие 119 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Учебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие

Учебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-н-Д., 1997. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Г. А. Марковой. М., 1998

Культура как феномен. Своеобразие культурологии как комплексной науки. Философские концепции существования и развития культуры. Принципы периодизации культурно-исторического процесса. Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура Древнего Египта. Культура Древней Индии. Культура Древнего Китая. Эгейская культура. Культура Древней Греции. Культура эпохи эллинизма. Культура Древнего Рима.

1. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998.

3. Учебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под ред. Г.В.Драча. Ростов-н-Д., 1997.

Классика культурологической мысли

10. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.

1. Культура как феномен

Изучение курса культурологии, несомненно, следует начинать с попытки разобраться в том, что представляет собой сам предмет этой науки – культура – в широком и узком понимании этого слова.

Под редакцией профессора Г. В. Драча Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия по.

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред проф. А. Н. Марковой. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Юнити.

История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др. Под ред. Ч. С. Кирвеля. – Мн., 2001

О судебной практике по делам об убийстве(ст 139 ук) постановление пленума Верховного Суда рб 17. 12. 2002 №9

Философия: Курс лекций: учебное пособие для студентов./ Под общей ред. В. Л. Калашникова. М. 1999. с. 6 – 17

Кулабухов В. В. Основы специальной техники: Учебное пособие / Под ред. С. И. Соловьева и С. А. Ефимова. М.: Цокр мвд россии, 2005.

Диалектический материализм. Учебное пособие. Под ред. А. П., Шептулина. М., "Высш школа", 1974., c. 328

Основы научных исследований: Учеб пособие / Под ред. А. А. Лудченко. 2-е изд., стер. К.: О-во "Знания", коо, 2001. 113 с

Источник:

userdocs.ru

Культурология - учебное пособие

Культурология - учебное пособие

Составитель и ответственный редактор

доктор философских наук, профессор

Есть немало идей и теорий, без которых просто немыслимо представить себе современную культурологию. Однако существует не так много выдающихся концепций, которые наложили неизгладимую печать на всю проблематику культурологии и определили развитие культурологической мысли. В этой главе мы рассмотрим ряд таких концепций. Конечно, недостаток объема не позволяет осветить их более или менее подробно, и поэтому мы остановимся лишь на самых главных и принципиальных вопросах.

В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то, ни другое — неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. Отождествить миф с изложенным кем-то мифологическим сюжетом — это то же самое, что спутать страстную любовь с ее описанием, данным к тому же посторонним и бесстрастным наблюдателем. А во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души (См. гл. 2, раздел 2.5, посвященный К. Г. Юнгу). Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.

Исследование мифа как формы культуры и измерения человеческой души занимает важное место в культурологии. Основополагающий вклад в понимание мифа внесли Г. В. Ф. Гегель, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж. Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, проблемами мифа много занимался выдающийся русский философ А.Ф. Лосев. Идеи этих авторов и положены в основу нашего изложения.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I веке нашей эры, которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев (Менъ А. История религии. В 7 тт. — М., 1992. Т. VII: Сын Человеческий). Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни (см.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М.,1977).

Читая Евангелия (буквально — Благая весть), поражаешься не только изумительной мудрости, но и образной яркости евангельских проповедей, проникнутых единым духовным смыслом. Этот смысл выходит далеко за пределы рационального мышления и потому его истолкование вызвало впоследствии ожесточенные споры. Но вряд ли можно отрицать внутреннее единство проповедей евангельского Иисуса и вместе с тем их единство с его судьбой, его крестным путем.

Иногда ученые сомневаются в реальности Иисуса как исторического лица, ссылаясь на скудость оставшихся исторических свидетельств и противоречивость некоторых биографических деталей в четырех Евангелиях (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна). На наш взгляд, из сомнения в достоверности отдельных биографических деталей нельзя делать вывод том, что проповедник Иисус никогда не существовал как историческое лицо. В таком случае становится чудом само возникновение христианства и тот духовный импульс, который (при всех частных разногласиях) объединяет и ведет за собой авторов Евангелий (они складывались в конце I — начале II вв н. э.) и сплачивает первые христианские общины. В конце концов, этот духовный импульс слишком гениален и силен, чтобы быть просто результатом согласованной выдумки.

Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе XVI в., основателями и вождями которого были Мартин Лютер (1483—1546) и Жан Кальвин (1509—1564). Но Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры. Итогом этой трансформации явился не только новый вариант христианского вероисповедания — протестантизм, но и новый тип человека с новым отношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа. В этой обновленной культуре надмирная христианская духовность выступила как смысловая основа новой трудовой этики и стала вдохновляющей силой рационально-практического преобразования мира (см.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения. — М., 1990; Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. — М., 1991). Именно страны, пошедшие по пути Реформации, достигли наибольших успехов в деле развития цивилизации.

Реформация стала духовным ответом на вызов, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией XVI века. Поэтому обратимся вначале к тому контексту, в котором вызревали истоки новой культуры.

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности; утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства.

Чтобы наглядней представить сказанное, рассмотрим основные этапы формирования отечественной культуры от VI века, когда началось ее становление, до конца XX века, когда наша национальная культура приобрела завершенные формы.

Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений,стилей.

Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

Источник:

cult-lib.ru

Культурология учебное пособие - Учебное пособие - стр

Культурология учебное пособие

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

Доброштан Виталий Михайлович,

доктор культурологии, профессор

доктор философских наук, профессор В. Н. Сагатовский,

доктор исторических наук, профессор Н. А. Санников.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Культуроло­гия», а также для всех, кто интересуется проблемами культуры в современном обществен­ном развитии. Пособие включает темы по проблемам истории и теории культуры.

© Доброштан В.М., 2007

Культура принадлежит к числу социальных явлений, играющих огромную роль в развитии общества. Культура – неотъемлемый атрибут, свойство человеческого существо­вания. Вот почему многие науки, в первую очередь гуманитарные, в той или иной степени обращены к исследованию культуры и мира человека. Языкознание и филология, история и философия, этнология и экономика, юриспруденция и этика, искусствознание и эсте­тика, психология и педагогика, антропология и теология изучают различные сферы куль­туры.

Специализация и дифференциация гуманитарных наук отражают потребность в тщательном и детальном знании социальной и культурной реальности. Однако "узкая глу­бина" нередко становится препятствием в понимании культурных процессов, ограничи­вает возможности познания. Каждая из наук дает частичное знание о культуре, не исчер­пывает всего многообразия этого сложного явления. Так возникает тенден­ция к интеграции со смежными науками, значительно расширяющая диапазон исследова­ний.

Культурология – это наука, которая исследует сущность и структуру культуры; процессы ее возникновения и функ­ционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира и отдельных регионов; ценности и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности самореализации; механизмы и средства трансляции от поколения к поколению; сохранение культурного наследия как памяти человечества.

Предмет культурологии – это культура как исторически развивающееся и целост­ное явление, как способ жизнедеятельности человека, выражающий его родовую специ­фику и предназначение.

Значение культуры особенно актуально для формирования и развития молодого по­коления современного российского общества. Граждане России, постоянно озабоченные экономи­ческими неурядицами, ломающие голову над тем, как выжить, суетно следящие за расту­щим курсом доллара и за предвыборными схватками политиков, не успевают остано­виться, оглянуться, задуматься над тем, что среди обретений и потерь, которыми ознаме­новался уходящий век, есть одна утрата, которая имеет необычайно большое значение. Эту утрату можно назвать утратой веры, утратой цели, утратой идеалов, утратой ценно­стей.

Неопределенность духовно-нравственных ориентаций оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни. Вот почему на первый план сегодня выдвигаются про­блемы культуры. Многие современные политики пытаются навязать стране ценности За­пада, в основе которых лежит цивилизационный подход к решению социально-экономи­ческих проблем. Человек для цивилизации выступает средством достижения поставлен­ных целей, культура же выводит на первый план личность как самоценного субъекта. По­этому человек как продукт и носитель субъект-субъектных отношений может реализо­ваться в основном в культуре и через культуру. Вот почему обращение к проблемам куль­туры в современных условиях приобретает особую остроту.

Материал настоящего пособия предназначен в основном для студентов высших учебных заведений, но отдельные его положения могут представлять определенный инте­рес для всех, кто интересуется проблемами истории и теории культуры. Автор с благодар­ностью воспримет все замечания, направленные на более глубокую проработку отдельных положений данной работы.

Тема 1. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Слово “культура” употребляет практически каж­дый человек. Более того, никогда ранее так часто и заинтересованно оно не произносилось как сегодня. И это, разумеется, совсем не случайно. Вопрос о культуре, как свидетельствует вся мировая и отечест­венная история, всегда возникает особенно остро и объемно в пору глобальных общественных перемен. “На исторических перевалах, в эпохи кризисов и ка­тастроф, — писал выдающийся русский философ Н. А. Бердяев, — приходится серьезно задумываться над движениями исторической судьбы народов и культур” 1 .

Именно такой “исторический перевал” проходит теперь Россия, причем в условиях глобального кризи­са и угрозы национальной катастрофы. В этой обста­новке взоры многих, кому не безразличны судьбы Отечества, обращаются к культуре, ее непреходящим ценностям, к удивительной способности сплачивать и поднимать людей на, казалось бы, неразрешимые за­дачи. Ибо культура — это подлинная душа и лицо любого народа. Культура сегодня — это возможность не только выживания России, но и со­хранения своей самостоятельности и самобытности. Ведь “не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества”, к тому же “в куль­туре нет хамизма”, пренебрежительного отношения к могилам отцов. 2

ИЗ ИСТОРИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ “КУЛЬТУРА”

Употребляя слово “культура”, различные люди вклады­вают в него неодинаковый смысл. Одни исследователи под культурой по­нимают ценности духовной жизни (литературу, живо­пись, музыку и т. д.); другие — отождествляют культу­ру с образованностью; третьи — объединяют культуру с нравственными нормами.

Подобные представления отражают важные стороны феномена культуры. Однако в действительности яв­ление культуры гораздо более многогранно и бога­то. Оно поистине всеобъемлюще. Культура столь же емкое и сложное образование как сама общественная жизнь.

Поэтому в рамках исторических, философских, эт­нографических, социологических, филологических и иных исследований общественной жизни можно встре­тить самые разнообразные представления о культуре. Это, с одной стороны, объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина “культура”, а, с другой, — конкретностью изучаемой проблематики той или иной гуманитарной дисципли­ной. Однако теоретическая сложность данной пробле­мы не сводится к многозначности самого понятия “культура”. Культура — это многогранная проблема ис­торического развития.

Не случайно, исследователи давно бьются над оп­ределением понятия “культура”, которое бы удовлет­воряло если не всех, то хотя бы большинство ученых. По подсчетам известных в мире науки американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 г. по 1919 г. было дано всего семь определений культуры. Первым они считают Эдуарда Бернетта Тайлора — выдающегося английского историка культу­ры 19 века. Его книга “Первобытная культура” широ­ко издана в нашей стране и привлекает большой инте­рес читателей всех возрастов. С 1920 г. но 1950 г. по­явились еще 157 определений понятия “культура”. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже суще­ствует свыше 500 определений данного феномена. А, по мнению некоторых, это число якобы приближается даже к тысяче.

В этих условиях может сложиться впечатление о бессмысленности поиска истины. Это не так. Несмотря на огромное разнообразие точек зрения, есть нечто та­кое, что изначально объединяет самых различных исс­ледователей явления культуры. Это “нечто” содержит­ся в самой этимологии слова “cultura”, которое; появилось свыше двух тысяч лет тому назад. Его употребил выдающийся римский оратор Марк Туллий Цицерон в 45 году до нашей эры в своей работе “Тускуланские беседы". Этимологически оно означало “возделы­вать”, “обрабатывать” и применялось первоначально лишь как агротехнический термин — “обработка зем­ли, возделывание почвы”.

Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он впервые применил слово “cultura” в ином, т. е. пере­носном смысле — применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же “cultura” стала проти­востоять другому латинскому понятию — “natura”, т. е. природа. В данном контексте слово “культура” стало означать явление созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие дейст­вия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработ­ку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под куль­турой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо это дало основа­ние великому немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю дать следующее определение культуры: “Культура - это созданная человеком “вторая природа”.

В России термин “культура” появился лишь во второй половине 19 века. По мнению исследователей, это зафиксировано в “Карманном словаре” Н. Кириллова. До этого времени использовался другой термин “цивилизация”, толкуемый как гражданственность.

С началом нынешнего столетия это понятие стало широко употребляться и изучаться отечественными учеными. Среди них выдающиеся мыслители: Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, В. В. Розанов, С. А. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и многие другие.

В. И. Даль в своем “Толковом словаре” дает определение феномена культуры: культура - это обработка и уход, возделывание, возделка; это образование - умственное и нравственное.

С течением времени, накоплением знаний, развитием человека и общества меняется, углубляется, расширяется научное представление о культуре. Но все время исследователи сталкиваются с огромными трудностями в познании сущности, определении границ феномена культуры. С одной стороны, культура продолжает пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт.

Поэтому можно встретить такое, например, определение:

“Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии - материальных предметов, текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению”. (Б. В. Бирюков, Р. Х. Зарипова, С. Н. Плотникова).

С другой стороны, расширительное толкование понятия “культура” может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием - “общество”. Будучи очень близкими, они, тем не менее, не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

Но это далеко еще не все трудности при определении понятия “культура”, постоянно меняющегося и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, то позднее - перестало ею быть. Например, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Но позже, когда человек поставил на поток их производство, - это перестало быть фактом культуры.

И сегодня, многое из того, что творит человек, культурой не является. Так, когда человек изобрел письмо и с его помощью стал передавать информацию, это явилось культурным великим событием. Совре­менный человек (homo sapiens), пишущий на заборе или на стене учебной аудитории слова из ненормативной лексики, создает все, что угодно, но только не культуру.

Учитывая выше перечисленные сложности, совре­менная наука пришла к необходимости выделения конкретных “аспектов” культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической ли­тературе принято выделять следующие аспекты: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) соц­иологический.

Рассмотрим эти аспекты подробнее. В генетиче­ском аспекте культура предстает как продукт обще­ства. При этом фиксируется как общее отличие чело­веческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различ­ных этапах общественного развития, в рамках опреде­ленных эпох (“цивилизаций”), этнических и националь­ных общностей.

Видимо, поэтому Альфред Кребер в свое время справедливо полагал, что феномен культуры можно рассматривать лишь в качестве измерения общества. Отсюда исходят определения и других выдающихся культурологов. Культура, — писал Альберт Швейцер, это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу.

Термин “культура”, считал Зигмунд Фрейд, вбирает всю сумму достижений и институций, отли­чающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людь­ми. Культура, говорил Абраам Моль, — это интел­лектуальный аспект искусственной среды, которую че­ловек создает в ходе своей социальной жизни.

В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные цен­ности, с одной стороны, отражают уровень достиже­нии человечества, а с другой, выступают как специ­фический объект освоения. Исходя из этого понима­ния, нередко дают следующее определение: культу­ра — это система ценностей, с помощью которых об­щество интегрируется, поддерживает функционирова­ние и взаимосвязь своих институтов (П. А. Сорокин).

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творче­ских способностей. Отсюда следующее определение:

Культура — это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его обще­ственного бытия. (В. М. Межуев).

В нормативном аспекте культура выступает как си­стема, регулирующая социальные отношения в обще­стве, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людь­ми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т. д.). Это — тоже культура.

Отсюда, следовательно, и такое определение: культура есть исторически и социально обусловлен­ное, объективированное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человека к природе, обществу и самому себе (И. П. Вайнберг).

Ядром такого определения является слово “отноше­ние”, ибо, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, спо­собность “относиться” есть только человеческое свой­ство, отличающее человека от животного.

В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, чело­века), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений.

Культура — это особое измерение общества . (А. Кребер),

Культура — это есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии . (А. Швейцер).

Культура — это специфически человеческий спо­соб деятельности (Э. Маркарян).

Таким образом, культура — это чрезвычайно слож­ное, многообразное явление, пронизывающее букваль­но все сферы жизни и деятельности общества и чело­века. Культура — ядро, основа, “душа” общества:

это — материальные и духовные ценности чело­века;

это — способ жизнедеятельности людей;

это — отношения людей между собой;

это — своеобразие жизни наций и народов;

это — уровень развития общества;

это — накапливаемая в истории общества инфор­мация;

это — совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

это — религия, мифология, наука, искусство, пол­итика;

это — особая знаковая система и т. д.

СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Когда-то известный и авторитетный теоретик куль­туры Л. Н. Коган - член Российской Ака­демии естественных наук, характеризуя сущность культуры, произнес красивую и весьма содержательную фразу: культура — вот подлинная душа и лицо любого наро­да. Все остальное — политическая система, государст­венное устройство, экономический уклад, способ про­изводства — это лишь визитная карточка. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жиз­ни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры, вне культуры. Точка зрения выдающегося отечественного уче­ного, одного из основоположников русской и американской социологических школ П. А. Со­рокина: “. Любая организованная группа, неиз­бежно обладает культурой. Более того, ни со­циальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут су­ществовать . без культуры” 3 .

Взгляд Н. А. Бердяева: “Культура есть неот­вратимый путь человека и человечества. Нель­зя миновать его” 4 . Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточ­но убедительно показываются в новых исследованиях отечественных культурологов. Мнение Л. Н. Когана: “В культуре раскры­вается духовный мир человека, его “сущностные силы” (способности, потребности, мировоззрение, знания, умения, социальные чувства и т. д.). Этим самым культура выступает как мера реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, “как мера человека”. Создавая продукт материаль­ный или духовный, человек опредмечивает в нем самого себя, причем не только свою обще­ственную сущность, но в той или иной мере свою индивидуальность. Культура — самосоз­нание общества, каждого его периода, каждой эпохи. В этом смысле любая вещь (произведе­ние) человека имеет и культурное содержание. По творениям людей в данную эпоху мы судим о ее культуре” 5 . Культура, раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, тем самым формирует и развивает эту сущность. Известно, что человек не рождается соци­альным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание — это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от од­ного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму. Мнение П. А. Сорокина: “Не существует лично­сти как социума, то есть как носителя, сози­дателя и пользователя значениями, ценностя­ми и нормами, без корреспондирующих культуры и общества. В отсутствие последних могут существовать лишь изолированные биологиче­ские организмы” 6 .

Любой человек, приходя и живя в этом мире, прежде всего, овладевает той культурой, которая уже была создана до него, и тем самым осваивает социаль­ный опыт, накопленный его предшественниками. Но одновременно он вносит свой вклад в культурный слой и, следовательно, обогащает его. Точка зрения академика Д. С. Лихачева: “Вся ис­тория человеческой культуры есть цепь после­довательных открытий человека” 7 . Весь процесс социализации — это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем — инди­видуализации личности. Культура, ее ценности опосредуются конкретной индивидуальностью челове­ка: его характером, психическим складом, темпераментом или, как модно нынче говорить, — менталитетом. Интересней­ший опыт самоанализа индивидуальности осуществил Н. А. Бердяев. Здесь приводятся его слова, над которыми стоит поразмышлять: “Я никогда не хо­тел и не мог чему-либо подчиниться. Во всяком случае, хорошей стороной этого свойства была большая независимость. Парадокс моего существования в том, что, будучи асоциален и антисоциален в одном смысле, в другом смысле я был очень социален, так как стремился к социальной правде и справедливости, к социальному освобождению, к братской общности людей.

Я принадлежу к тому типу людей и к той небольшой части поколения конца 19 и нача­ла 20 века, в которой достиг необычайной ос­троты и напряженности конфликт личности, неповторимой индивидуальности с общим и ро­довым” 8 .

Н. А. Бердяеву удалось показать не только собст­венную индивидуальность, но и вскрыть противоречие процесса социализации и, следовательно, культуры. И действительно, культура — это сложная система, вбирающая и отражающая про­тиворечия всего мира. В чем они проявляются? Во-пер­вых, противоречие между социализацией и индивидуа­лизацией личности. С одной стороны, человек неиз­бежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, стремится сохранить индивидуальность своей личности. Во-вторых, противоречие между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала. В-третьих, противоречие между традиционностью культуры и тем обновлением, самодвижением, которое происходит в ее организме. Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

Источник:

textarchive.ru

Культурология. Учебное пособие в городе Липецк

В представленном каталоге вы можете найти Культурология. Учебное пособие по разумной цене, сравнить цены, а также посмотреть прочие книги в категории Культура и искусство. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка товара производится в любой населённый пункт России, например: Липецк, Хабаровск, Улан-Удэ.