Каталог книг

Попова Т. Культурология. Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Попова Т. Культурология. Учебное пособие Попова Т. Культурология. Учебное пособие 561 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Попова А., Попова Т. Физическая химия: Учебное пособие Попова А., Попова Т. Физическая химия: Учебное пособие 1176 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Попова Т. Охрана труда. Учебное пособие Попова Т. Охрана труда. Учебное пособие 435 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Дружинина И., Сиразеева Т. Культурология (для технических вузов). Учебное пособие Дружинина И., Сиразеева Т. Культурология (для технических вузов). Учебное пособие 454 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Камысовская С., Захарова Т., Попова Н. Банковский финансовый учет и аудит. Учебное пособие Камысовская С., Захарова Т., Попова Н. Банковский финансовый учет и аудит. Учебное пособие 410 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Почекаева Е., Попова Т. Безопасность окружающей среды и здоровье населения. Учебное пособие Почекаева Е., Попова Т. Безопасность окружающей среды и здоровье населения. Учебное пособие 339 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Т. В. Попова Культура научной и деловой речи. Учебное пособие Т. В. Попова Культура научной и деловой речи. Учебное пособие 100 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Купить т

Т. В. Попова Культурология. Учебное пособие

уточнить цену на сайте интернет магазина

Купить Т. В. Попова Культурология. Учебное пособие в интернет магазинах по следующим ценам Цена в рублях Описание товара

Учебное пособие представляет собой сборник теоретических и практических материалов по ключевым проблемам культурологии как науки, теории и истории культуры. В нем рассматривается категориальный аппарат, история культурологической мысли, дается представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.Пособие составлено на основе привлечения обширного круга источников по истории мировой культуры и современных достижений культурологии. Материал скомпонован по темам, каждая из.. посмотреть полное описание о Т. В. Попова Культурология. Учебное пособие

Характеристики Рекомендуем также следующие похожие товары на Т. В. Попова Культурология. Учебное пособие Е. И. Майорова, Л. В. Хроленкова Финансовое право. Учебное пособие

В учебном пособии рассматриваются основные вопросы финансового права, нормы которого регулируют управленческую деятельность государства по собиранию.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: Уч.пос. / Т.Г.Лешкевич - М.:НИЦ ИНФРА-М,2016.-272 с..-(ВО: Аспирантура)(П)

Философия науки: Уч.пос. / Т.Г.Лешкевич - М.:НИЦ ИНФРА-М,2016.-272 с..-(ВО: Аспирантура)(П)

Магницкая Е. В., Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Трудовое право: Уч.пос. /Е.В.Магницкая и др.-М.:НИЦ ИНФРА-М,2015.-312 с..-(ВО: Бакалавриат)

Трудовое право: Уч.пос. /Е.В.Магницкая и др.-М.:НИЦ ИНФРА-М,2015.-312 с..-(ВО: Бакалавриат)

Г. П. Бурчак, Л. В. Винник Теоретическая механика. Учебное пособие

В учебном пособии на основе опыта преподавания теоретической механики представлен материал для совершенствования восприятия специальных инженерных дисциплин и..

Орлов М.С., Питьева К.Е. Гидрогеоэкология городов: Уч. пос. /М.С.Орлов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016-288с.(ВО: Магистратура) (п +Z)

Гидрогеоэкология городов: Уч. пос. /М.С.Орлов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016-288с.(ВО: Магистратура) (п +Z)

В. П. Чижик Рынок ценных бумаг. Учебное пособие

В учебном пособии рассматриваются теоретические основы и практические особенности функционирования рынка ценных бумаг. Представлены сущность ценных бумаг, их..

Источник:

for-kidsandmum.ru

Попова, Татьяна Владимировна - Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Search RSL

Попова Т. Культурология. Учебное пособие

Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

Тип поиска

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.

Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

Поиск по синонимам

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.

В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.

Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

Группировка

Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

Критерий близости Релевантность выражений

Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.

Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

Поиск в интервале

Будет произведена лексикографическая сортировка.

Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Попова, Татьяна Владимировна - Культурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Культурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В. Попова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. ин-т электрон. техники (техн. ун-т). - Москва : МИЭТ, 2004. - 171 с.; 20.; ISBN 5-7256-0254-0 : 400

$a Попова, Татьяна Владимировна

$b учебное пособие для студентов высших учебных заведений

$c Т.В. Попова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. ин-т электрон. техники (техн. ун-т)

Источник:

search.rsl.ru

Книга: Попова Т

Книга: Попова Т.В. «Культурология: Учебное пособие»

Серия: "Высшее образование"

Учебное пособие представляет собой сборник теоретических и практических материалов по ключевым проблемам культурологии как науки, теории и истории культуры. В нем рассматривается категориальный аппарат, история культурологической мысли, дается представление о специфике и закономерностях развития мировых культур. Пособиесоставлено на основе привлечения обширного круга источников по истории мировой культуры и современных достижений культурологии. Материал скомпонован по темам, каждая из которых содержит теоретическую часть, обучающие, творческие и контрольные задания. Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС-Ш и адресовано студентам и преподавателям высших учебных заведений.

Издательство: "Инфра-М, Форум" (2017)

Другие книги схожей тематики: См. также в других словарях:

Культурология — (лат. cultura  возделывание, земледелие, воспитание; др. греч. ?????  мысль как причина)  совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит… … Википедия

Бабосов — Бабосов, Евгений Михайлович Бабосов, Евгений Михайлович Дата рождения: 23 февраля 1931(1931 02 23) (79 лет) Место рождения: Рязань, Россия Гражданство … Википедия

Бабосов, Евгений Михайлович — Дата рождения: 23 февраля 1931(1931 02 23) (81 год) Место рождения: Рязань, Россия Страна … Википедия

Доброхотов, Александр Львович — Александр Львович Доброхотов (род. 8 сентября 1950, Львов, Украинская ССР, СССР)  российский историк философии, философ и культуролог. Доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ Содержание 1 Биография 2 Научные труды … Википедия

Инкультурация — Инкультурация  процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры. Содержание 1 Понятия «инкультурация», «энкультурация» и «социализация» … Википедия

Сурова, Екатерина Эдуардовна — Екатерина Эдуардовна Суркова Дата рождения: 25 февраля 1969(1969 02 25) (43 года) Место рождения: Ленинград, СССР Страна … Википедия

Субкультура — Кибер готы Субкультура (лат. sub  под и cultura  культура; подкультура) понятие (термин) в со … Википедия

Природа человека — Содержание 1 Определение человека и его природы 1.1 Душа и тело 1.2 Самоценность человека … Википедия

Ресоциализация — (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни… … Википедия

Десоциализация — (лат. de (отсутствие, устранение чего либо) + фр. socialisation (социализация)) утрата индивидом, по каким либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.[1]… … Википедия

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Источник:

books.academic.ru

Попов Е

Попов Е.В. Введение в культурологию

Скачивание файла

Написано в соответствии с государственным стандартом по культурологии. Раскрыта сущность культуры и культурологии как науки. Выделены основные этапы ее эволюции. Большое внимание уделено типологии культур.

Для студентов вузов и для тех, кто интересуется вопросами культуры.

Комментарии Смотрите также

Ерасов Б.С. (сост.) Сравнительное изучение цивилизаций

Антология представляет систематизированный отбор фрагментов или отдельных небольших статей с вводными текстами и обширными комментариями, дающими целостное представление о принципах цивилизации как системы социокультурной регуляции.

Для студентов вузов, изучающих историю, культурологию.

Гуревич П.С. Культурология

Автор трактует культурологию как интегральное выражение гуманитарного знания, через совокупный духо.

Чекалов Д.А., Кондратов В.А. История мировой культуры. Конспект лекций

Арнольдов А.И. Введение в культурологию

Рецензент кандидат философских наук, доцент Н. М. Чалов, редактор В. В. Негодин.

Волкова Э.Н. Введение в культурологию. Хрестоматия

Предлагаемые фрагменты из учебных пособий и монографий выбраны таким образом, чтобы в совокупности составить цельный текст курса лекций, помогающий студентам ориентирова.

Поликарпова В.А. Введение в культурологию

Краткий лекционный курс

П.С. Гуревич. Культурология. М.:CГА., 2004.

Н. М. Багновская. Культурология. М.:«Дашков и К°»,2004.

А. Б. Есин. Введение в культурологию. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Культурология как гуманитарная дисципли.

Веремьев А.А. Введение в культурологию. Учебное пособие для ВУЗов

Учебное пособие представляет собой краткое по содержанию и доступное по форме изложение курса `Культурология`. В книге представлены последние достижения отечественной и зарубежной науки. Пособие построено в строгом соответствии с учебной программой курса, содер.

Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении

В пособии раскрываются основные проблемы культурологии и рассматриваются такие важнейшие категории, как культура и цивилизация, система ценностей и эмоционально-ценностные ориентации, культура личности и культура общества, куль.

Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культуро­логии в систематическом изложении

В пособии раскрываются основные проблемы культурологии и рассматриваются такие важнейшие категории, как культура и ци­вилизация, система ценностей и эмоционально-ценностные ори­ентации, культура личности и культура общества, к.

Источник:

www.studmed.ru

Основы культурологии

Основы культурологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Утверждено редакционно-издательским советом университета

Рецензенты: канд. филос. наук, доц. А.А. Гусев; канд. ист. наук, доц. О.А. Сухорукова

П58 Основы культурологии: учеб. пособие. - М.: МИЭТ, 2013 - 272 с.

Учебное пособие представляет собой сборник лекций и материалов по ключевым проблемам культурологии как науки, теории и истории культуры. В нем рассматривается категориальный аппарат, история культурологической мысли, дается представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.

Пособие составлено на основе привлечения обширного фактического и теоретического материала по истории мировой культуры и современных достижений культурологии. Материал скомпонован по темам, каждая из которых содержит теоретическую и практическую части, список рекомендуемой литературы, тесты, обучающие, творческие и контрольные задания.

Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС-III и адресовано студентам и преподавателям высших учебных заведений.

Попова Татьяна Владимировна

Редактор А.В. Тихонова. Технический редактор Е.Н. Романова. Корректор Л.Г. Лосякова. Верстка автора.

Подписано в печать с оригинал-макета 04.04.2013. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 15,78. Уч.-изд. л. 13,6. Тираж 1000 экз. Заказ

Отпечатано в типографии ИПК МИЭТ.

124498, Москва, Зеленоград, проезд 4806, д. 5, МИЭТ.

Тема 1. Понятие культуры.

Культурология как система знаний

Шендрик А.И. Теория культуры. - М.: ЮНИТИ, 2002.

Драч Г.В., Штомпель О.М., Королев В.К. Культурология: учебник для вузов. -

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. - М.: Изд-во АСТ,

Найдорф М.И. Введение в теорию культуры: Основные понятия культурологии. -

Одесса: Друк, 2005.

Соловьев В.М. Культурология. - М.: Академический проект, 2006.

Ермишина Н.Д. Культурология: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2006.

Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб.: Питер, 2007.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. - М.: РОССПЭН, 2004.

Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. - М.: РОССПЭН, 2004.

Место культурологии в системе гуманитарного знания. Культура - слово, которое используется разными людьми в разных смыслах. Например, можно говорить о культуре поведения, о существовании различных сельскохозяйственных культур, о высокой культуре исполнителя и низкой культуре потребителя и даже о выращивании культуры микроорганизмов в искусственной питательной среде. Этот термин используется и в биологии, и в аграрной сфере, и в общественной, и в духовной жизни. Его возникновение связано с Древним Римом, где под культурой понимали, прежде всего, возделывание земли. Только в XVIII - XIX вв. появляется близкое к современному и связанное с духовным содержанием употребление этого слова. В 1782 г. немецкий филолог И.К.

Аделунг (1732 - 1806) в эссе «Опыт истории культуры человеческого рода» определил культуру как деятельность по облагораживанию склонностей и способностей человека и народа, их самовоспитанию. Его соотечественник И. Гердер (1744 - 1803) заложил основы научного понимания этого термина, предложил использовать его для обозначения

5 уникальности различных народов. Английский этнограф Э. Тейлор (1832 - 1917) в 1871 г. сформулировал наиболее классическое определение: «Культура, или цивилизация, … слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

В нашей стране слово «культура» утвердилось в научной и художественной литературе только в конце XIX в. Сейчас оно употребляется в основном в двух значениях

- широком и узком. В узком плане под культурой понимают духовную сферу, связывают с искусством, нравственностью, интеллектуальным развитием. В широком значении этим термином обозначают все утвердившиеся в обществе формы жизнедеятельности, нормы, традиции, институты.

Понятие «культура» в современной науке, с одной стороны, относится к числу фундаментальных, с другой - имеет множество смысловых оттенков.

Культура столь обширное и многогранное понятие, что исследователи даже не надеются договориться, дав определенный и полный ответ на вопрос: «Что такое культура?». В настоящее время существуют сотни определений культуры. Это объясняется множественностью сущностных и функциональных характеристик культуры, которая рассматривается исследователями либо с различных сторон, либо выделяя различные функции феномена культуры. Другими словами, разными исследователями в разных национальных и научных школах делаются акценты на разные свойства культуры.

Более того, можно утверждать, что сам подход к формулировке понятия «культура» отражает культуру того или иного общества или исследователя, поскольку является основой гуманитарного знания. Существует даже представление о принципиальной неокончательности и незавершенности любых знаний о культуре, множественности школ и направлений в ее изучении. Но абсолютно несомненна гуманитарная составляющая культуры, т.е. неразрывная связь культуры и человека.

В отличие от естественных наук, изучающих явления природы, гуманитарные науки не могут позволить себе «научной беспристрастности», поскольку в центре их внимания стоит человек со своими интересами и потребностями и, значит, гуманитарное знание всегда оценочно, всегда отражает особенности общества, в котором оно создается.

Например, один и тот же факт в истории, одна и та же битва имеют разные смыслы для разных народов. Люди наделяют факты различными оценками и смыслами в зависимости от своих интересов. Но это не означает, что гуманитарные дисциплины не имеют объективной значимости. Они есть отражение накопившегося опыта социальной жизни и

6 формы самооценки людей, создающих психологические условия для комфортного объяснения своего существования.

Феномен человека, а соответственно, и культуры изучают все гуманитарные науки, рассматривающие разные аспекты существования человека. Большинство гуманитарных наук - о видах человеческой деятельности, рожденных в процессе разделения труда, - об экономике, праве, политике. Некоторые науки изучают не предмет деятельности человека

(экономику, искусство, педагогику), а особенности человеческой деятельности без отношения к ее предмету. Например, социология изучает формы коллективного существования людей, психология - законы психической деятельности человека. Все эти гуманитарные и социальные науки являются знанием о видах, формах и результатах человеческого существования, т.е. в конечном счете являются науками о культуре, о ее различных моментах. Особое место в гуманитарном знании занимает культурология - наука о культуре, занимающаяся вопросами наиболее общего, универсального характера - особенностями формирования, существования и изменчивости культуры как целостного явления.

Возникновение культурологии как науки связано с логикой развития гуманитарного знания, в котором, начиная с середины XIX в., идет постоянно нарастающий процесс дифференциации, приводящий к появлению все новых и новых наук, предметом которых являются общество и человек. В XX в. сформировался комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих культуру в различных аспектах. Среди них можно назвать семиотику, лингвистику, социологию культуры и даже более частные, например социологию музыки, театра и др. Каждая из них рассматривает культуру, выделяя свой главный предмет изучения, и не соотнося его с другими дисциплинами. Однако процесс формирования новых наук приводит к необходимости интеграции знаний о культуре. До возникновения культурологии эту функцию выполняли философия культуры, затем социология культуры. В настоящий момент феномен культуры в целом выступает как объект познания культурологии, которая объединяет полученные знания и стремится осмыслить культуру с разных сторон, проникнуть в ее сущность. Предметом науки культурологии выступает содержание, структура, динамика социокультурного опыта и человеческой деятельности.

Отметим, что среди современных исследователей существуют несколько подходов к пониманию культурологии. В некоторых случаях под этим термином понимают некое суммарное обозначение комплекса различных наук, изучающих культуру в ее социальном функционировании и историческом развитии. В результате рождается система знаний о культуре. Можно встретить и трактовку культурологии как части философии культуры

7 или отождествление ее с культурной антропологией, социологией культуры. Но полное знание о культуре можно получить только на стыке различных дисциплин. Поэтому именно культурология как интегративная самостоятельная научная дисциплина выступает основой изучения и понимания всего гуманитарного знания.

Говорить о культурологии как о науке можно с середины XX в. Впервые сам термин

«культурология» предложил немецкий ученый, нобелевский лауреат по химии Вильгельм

Фридрих Оствальд еще в 1913 г. Но только появление в 1949 г. книги американского антрополога Лесли Уайта «Наука о культуре» положило начало его употреблению для обозначения самостоятельной интегративной отрасли знания, опирающейся на достижения конкретных наук.

Культурология как наука не сводима к иллюстративности и описательству, опираясь на эмпирический материал, она приходит к теоретическим обобщениям, предполагает теоретический тип постановки и решения проблем. Связать «общее» с «единичным», познать «особенное» - одна из главных задач культурологии. Сложность здесь в многомерности самого исследуемого феномена - культуры. Эта многомерность определяет и сложную структуру самого культурологического знания.

Выделяют следующие части культурологии: фундаментальную (теоретическую), историческую и прикладную.

Фундаментальная культурология (теоретический раздел) изучает саму природу культуры, ее сущность, структуру, функции, закономерности развития. Здесь важно иметь в виду, что философия культуры выступает как ее наиболее общая теория, обеспечивающая выбор познавательных стратегий и ориентиров, различных ее трактовок.

История культурологических учений изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях, выявляет объективность суждений и теоретических исследований различных авторов. Поскольку осуществление любого социального взаимодействия невозможно вне культуры, важным подразделом культурологии является социология культуры, изучающая процессы функционирования культуры в обществе, изменения в сознании и поведении различных общественных групп, деятельность социальных институтов, т.е. занимающаяся воссозданием культурного многообразия общества. Социология культуры опирается на такие науки, как социология религии, права, социология искусства, социология науки, и создает целостное представление о культурной реальности. Культурная антропология изучает и исследует традиции, обряды, верования и уклад жизни традиционных обществ, занимается сравнительным изучением культур и сообществ. Она исследует процесс и специфику взаимоотношений человека и культуры, особенности его адаптации к окружающей

8 культурной среде, становление духовного мира личности в условиях разных культур, важнейшие моменты социализации, аккультурации и инкультурации человека, особенностей национального характера.

Психология культуры занимается индивидуальными особенностями отношения личности к культуре, рассматривает различные культурно-исторические типы личности. Необходимо подчеркнуть, что социолог изучает социальные отношения и институты современных обществ, антрополог изучает отношения и традиции примитивных племен, культуролог же изучает все многообразие социокультурных проявлений в древности и в современном обществе.

Историческая культурология занимается изучением становления и развития мировой и отечественной культуры, преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов, вклада различных народов в мировую культуру, трудностей и противоречий культурно-исторического процесса. Она рассматривает конкретные исторические типы культур с точки зрения реализации смыслов, достижений в диахроническом срезе, включая прошлое и настоящее.

Прикладная культурология изучает организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность различных культурных учреждений, занимается разработкой культурной политики, изучением интересов населения и мотивов приобщения к культуре, диагностикой и прогнозированием культурных процессов, менеджментом в культуре.

Таким образом, носит практический характер.

Итак, культурология как наука изучает процессы формирования, осуществления и воспроизводства социального опыта в области создания норм поведения, ценностей, смысловых содержаний, социально значимых знаний, технологий существования, способов и форм отношений человека к природе, обществу и самому себе. Культурология изучает сущность, закономерности существования и развития культуры как специфического человеческого способа жизнедеятельности.

Понятие культуры. Одной из причин многогранности культуры является неисчерпаемость, загадка природы человека как разумного существа и носителя культуры.

Сложность ответа на вопрос: «Что есть человек?» - причина многообразия ответов на вопрос: «Что есть культура?». Вслед за Козьмой Прутковым до бесконечности можно думать над интригующей проблемой: «Постигнуть можно мир. Постигнуть можно жизнь, но как постигнуть то, чем постигаешь?».

Но вне зависимости от ответа на то, что есть наш разум, можно охарактеризовать человека с точки зрения существования двух объективных данностей, которые нас окружают, - Природы и деятельности людей. Жизнь человека - это всегда процессы, во- первых, природные, биологические, происходящие внутри организма и, во-вторых, его

9 деятельность, направленная на взаимодействие с внешней средой. Деятельность же - это активность, преследующая осознаваемые человеком цели, направленные на удовлетворение его потребностей и интересов. Все, что нас окружает, в том числе и мы сами, есть либо природное явление (море, ветер), либо результат деятельности людей, использующих и преобразующих природу. Людьми создается искусственный мир, состоящий из вещей материальных (предметов, построек), идеальных (понятий, смыслов), социальных (видов общежития), технологических (способов той или иной деятельности).

Этот искусственный мир и называется культурой. Это мир артефактов - явлений и их материализованных результатов, созданных людьми, имеющих искусственный характер, неприродное происхождение.

Этот мир чрезвычайно важен для человека, так как без него человека не существует.

Как не существует человека без биологического природного основания - первой природы, так невозможно представить себе человека без культуры - его второй природы. Существо, которое не обладает речью, не имеет способности передавать свой опыт не генетически, а методом заучивания, подражания и не в состоянии создавать что-либо новое, человеком не назовем.

Но и культуры без человека не существует. Исследуя ее, невозможно игнорировать природную сторону человека. Некоторые современные социобиологи (Лоренц, Халоуэлл и др.) даже утверждают, что никакой пропасти между человеком и зверем нет. Мы имеем общее происхождение. Все живые существа живут по одним и тем же принципам. Многие из явлений, которые мы считаем своими особыми, имеют непосредственные аналогии в поведении животных. Например, существование стаи или стада может рассматриваться как прообраз социально-общественной жизни. Даже способность к мышлению выступает как функция мозга, создаваемого природой в процессе эволюции с потенциальной возможностью к дальнейшему развитию. Современные исследования доказывают наличие зачатков мышления у животных, в частности обезьяны, обученные языку глухонемых, демонстрируют новые поведенческие способности - общаются между собой, передают информацию и даже учат младших языку. Особенности поведения животных изучает наука этология. При таком подходе социальное поведение животных лишь уровнем сложности и разнообразием используемых механизмов отличается от поведения людей, и культура выступает как этап эволюции природы.

В биологическом плане человека от животных отличает всего 2 - 4% генов, в которые уместились разум, творчество и культура как основные видовые характеристики человека

- единственного биологического существа, преодолевшего свою программу инстинктов.

Поведение животного почти полностью программируется генетически, хотя у

10 высокоорганизованных животных есть запас возможностей использовать для выживания мозг в случае непредвиденной ситуации. Но, в целом, нормы поведения и способы выживания животное имеет с рождения, ему не надо их специально осваивать. У животного всегда известно, что разовьется из тех или иных биологических предпосылок.

У человека же доля готовых, данных от природы, приспособительных механизмов выживания крайне низка.

Гердер называл человека

«вольноотпущенником природы», а Артур Шопенгауэр - даже «дезертиром».Потеряв укорененность в инстинкте, он стал существом достаточно непредсказуемым, имеющим уникальные возможности к самостоятельному развитию и приспособлению. Без жесткой внутренней программы поведения человек сумел выжить, используя возможности мозга, подражая и выбирая разные варианты для подражания в животном мире. Вынужденный заново приспосабливаться к жизни в природе, «воплощаясь» то в одно, то в другое существо, он смог выработать систему ориентиров, дополняющих инстинкты.

Восстановлением нарушенной связи с миром природы стала замена инстинктов принципом культуры. Культура здесь выступает как способ жизни человека.

Но человек живет не в одиночку, а в обществе, в коллективе людей, имеющих общие цели и интересы. Поэтому культура - способ коллективного существования и выживания людей. На практике человеческому сообществу необходимо выработать такие способы удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей и интересов, которые позволяли бы не наносить вред совместной жизни и воспроизвести себя в последующих поколениях. Рождается система коллективных договоренностей, или «правил игры»,

«культурных образцов», которые, во-первых, не наследуются генетически, а усваиваются путем воспитания и образования и, во-вторых, по которым выстраивается весь искусственный мир «второй природы».

Способов выживания и воспроизводства человеческого сообщества может быть множество. Отсюда и множество различных культур в истории, поскольку человечество никогда не было единым целым, и самодостаточные сообщества вырабатывали и накапливали свой уникальный опыт выживания и коллективной жизнедеятельности.

Итак, как один из возможных вариантов, культуру можно охарактеризовать в качестве особых параметров социального опыта всякого человеческого сообщества в его конкретно-историческом пространстве и времени. Это явление синкретичное, являющееся

динамичным творческим процессом и результатом этого процесса;

синтезом и технологией создания людьми материальных и духовных ценностей

(ценность - способность удовлетворять потребности);

совокупностью норм и отношений человека и его сообщества к природе, обществу и самому человеку, т.е. образом жизни человека, определяемым социальным окружением.

(Культурные нормы - стандарты социального поведения людей, система разрешений и запретов на совершение каких-либо действий или высказывание каких-либо суждений.);

способом сознательного упорядочивания и познания мира для удовлетворения практических и психологических нужд человека.

Любое культурное явление может быть представлено как культурный текст - выражение на каком-либо языке. Под термином «язык культуры» понимается нечто большее, чем просто язык межличностного общения. В качестве особых языков культуры выступают и художественные образы в разных видах искусства, и характеристики церемониалов, ритуалов, обрядов, информационные языки.Культура семиотична, поскольку осваивает мир посредством его называния, при помощи языка. Культура всегда выступает в виде диалога. Культурный текст, культурный образ организованы по законам диалога субъектов культуры: автора «текста» и читателя-интерпретатора.

Основные подходы и методы культурологических исследований. Культурология есть наука, исследующая культуру как особый объект с помощью всей совокупности имеющихся методов - от методов естественных наук до методов «понимания», от структурно-функциональных методов до методов лингвистического описания.

Методом исследования называют способ познания объективной действительности, он представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций, процедур познавательной деятельности. Впервые проблема методологии стала обсуждаться еще в Древней Греции в связи с применением аксиоматического метода в геометрии. Появление экспериментального естествознания в XVII в. привлекло внимание к проблеме исследования методов получения нового знания. «Под методом, - писал Рене

Декарт в своей знаменитой работе «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках», - я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное… и способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно». Р.

Декарт (1596 - 1650) и Ф. Бекон (1561 - 1626) стали основоположниками учения о методах науки. Ими были предложены такие методы, как индукция (способ рассуждения, при котором приходят к общему умозаключению на основе отдельных случаев) и дедукция

(частное положение логическим путем выводится из общего). Современная методология использует множество других способов и приемов познания, отличительной чертой которых является их целенаправленный, организованный и систематический характер поиска истины. Они не могут быть сведены к каким-либо алгоритмам и требуют не только

12 использования всех интеллектуальных усилий, но и творческого поиска. Поэтому их называют поисковыми или эвристическими. Если они и не гарантируют постижение истины, то облегчают ее поиск.

Методы исследования в решающей степени зависят от природы изучаемого объекта.

Поэтому в методологии довольно долгое время существовало противопоставление естественно-научных методов объяснения для наук о природе и имеющих субъективно- психологическую составляющую методов понимания для гуманитарных наук.

Еще представители неокантианства В. Виндельбанд (1848 - 1915) и Г. Риккерт (1863 -

1936) считали, что имеется принципиальное отличие «наук о культуре», основанных на описании событий, где устанавливается индивидуальное, специфическое и неповторимое, от

«наук о природе», опирающихся на использование законов. К наукам о природе они причисляли естествознание и социологию, которые имеют дело с выявлением общего, сходного, повторяющегося. Культура, согласно Риккерту, обладает ценностным характером, т.е. для нее характерно «значимое» в своей уникальности. В соответствии с таким пониманием культуры ее познание состоит в соотнесении явлений культуры с определенного рода ценностями - моральными, эстетическими, религиозными, политическими. Поэтому

Риккерт обосновывал плодотворность для социально-гуманитарных наук идеографического метода, целью которого является изображение объекта как единого уникального целого. Для естественных наук - номотетического метода, целью которого является выявление общего, имеющего форму закона. В дальнейшем усилили противопоставление естествознания и гуманитарных наук сторонники герменевтики во главе с В. Дильтеем (1833 - 1911), которые объявили единственно возможным методом социально-гуманитарных наук метод понимания:

«Природу мы объясняем, человека же должны понять».В противовес этому М. Вебером

(1864 - 1920) была показана невозможность разделения объекта и субъекта анализа при изучении культурных явлений, поэтому науки о культуре неизбежно должны использовать как метод понимания, так и метод объяснения.

В настоящее время признается необходимость использования всех возможных методов, поскольку культурология - синтетическая область знаний, имеющая дело и с социальным и с ценностным. Под методами культурологических исследований понимают совокупность всех приемов, операций и процедур, используемых при анализе культуры.

Поскольку культура является чрезвычайно сложным и многосоставным явлением, ее невозможно изучать при помощи отдельных методик, требуется разработка нескольких подходов, которые могли бы дать возможность рассмотреть феномен культуры с разных точек зрения. Различия в философско-мировоззренческих основаниях исследователя, его

13 цели и понимание природы культуры диктуют выбор соответствующего подхода. В рамках онтологического (онтология - учение о бытии) направления выделяются:

монистический подход, при котором необходимо следовать только одному принципу объяснения и культура может быть понята либо как материальная, либо как идеальная сущность;

плюралистический подход, считающий культуру совокупностью элементов и видов, имеющих различный онтологический статус.

К культуре как специфически человеческому способу деятельности относятся сторонники:

деятельностного подхода - культура представляет собой способ деятельности, ее технологический контекст, придающий внутреннюю целостность и особую направленность активности людей;

аксиологического подхода - культурарассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей.

В рамках гносеологического (гносеология - учение о познании) направления выделяют:

феноменалистский подход, акцентирующий внимание на наблюдении и описании отдельных фактов (феноменов) без поиска причин и условий их возникновения и изменения. Использует идеографический метод;

эссенсиалистский подход, нацеленный на установление общих законов и закономерностей развития тех или иных культурных явлений. Использует номотетический метод;

системный подход, рассматривающий культуру как целостную и сложную систему, состоящую из отдельных подсистем (например, хозяйственная, религиозная жизнь, искусство и др.). Исследование направлено на характеристику особенностей и устойчивости культуры как системы. Системный метод используется при изучении культуры каждого отдельного народа как единого целого;

синергетический подход (синергетика - наука о самоорганизации систем, возникновения, поддержания, устойчивости и распада системных структур), использующийся при изучении процесса изменения культурной системы, т.е. состояния системы в периоды возникновения, распада, трансформации;

диахронический подход, рассматривающий изменения конкретной культурной системы на фоне исторического развития человечества. Учитывает изменения во времени, рассматривая культуру как целостность в отдельный период ее развития и соотнося ее с мировой историей;

семиотический подход, рассматривающий культуру как совокупность текстов, в которых закодированы основные ценности, значения и смыслы культуры.

Также к основным методам культурологических исследований можно отнести:

эволюционный метод, рассматривающий культуру как последовательную цепь непрерывных изменений;

структурный метод, ориентированный на исследование связей между элементами структуры культуры;

функциональный метод, нацеленный на исследование функций каждой культуры;

герменевтический метод (герменевтика - искусство толкования, Гермес толковал вести богов) - интерпретация, толкование значений культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов;

семиотический метод, в рамках которого культура изучается преимущественно лингвистическими методами как система высказываний, текстов, языков.

Вопросы для самопроверки

Почему существует множество определений понятия «культура»?

Какое место занимает культурология в системе гуманитарных наук?

Какова структура культурологического знания?

Как вы понимаете смысл выражения «культура - вторая природа»?

Какие существуют подходы и методы в культурологии ?

Что изучает социология культуры?

Что такое культурная антропология?

Задания и упражнения

Работа с ключевыми понятиями, терминами и определениями

1. Прочитайте предложенные определения культуры, проанализируйте их, выделив опорные слова. Какие из них вы считаете наиболее содержательными? Обоснуйте.

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура - совокупность смыслов и ценностей, рожденных творческой активностью человека.

Культура - то, что не передается человеку генетически, всегда осваивается с нуля.

Культура - это способность человека различными способами вступать в отношения с другими мирами, с Другим.

Культура - способ познания и упорядочивания мира для практических и психологических нужд человека.

Культура - средство межпоколенного воспроизводства общества как целостности.

Культура - это способ выживания и воспроизводства социального человека в истории.

Культура - это творческая деятельность человека по освоению материального и духовного мира.

Культура - это система тончайших принуждений, то, что невозможно забыть.

2. Дайте определения понятиям: артефакт, гуманитарные науки, этология, антропология, культурные нормы.

3. Прочитайте отрывок из книги Ю. Асояна и А. Малафеева «Открытие идеи культуры: Опыт русской культурологии XIX - начала XX в.» и сформулируйте определение понятию «пайдейя».

Французский исследователь А.И. Марру отмечает, что с эпохи эллинизма греческое слово «пайдейя»(воспитание, учение, образование) вплотную приближается к современным понятиям «культуры» и «цивилизации» . В самом деле, «спросим, что в эллинистическую эпоху обеспечивает единство греческого мира, расширившегося до размеров ойкумены - «обитаемого мира»? Менее чем когда-либо единство крови, - ведь эллинизм включает в себя и усваивает столько иноземных элементов - иранцев, семитов, египтян! Это уже и не политическое единство, которое не пережило смерти Александра.

Это мог быть только факт объединения на почве единого идеала, одной мысли, затрагивающей существенную цель человеческой жизни и способы его достижения, одним словом - единство цивилизации или - точнее - культуры» (Марру). Это и есть все то, что выражено понятием «пайдейя». . Итак, «образование», «культура», «цивилизация» - в греческой пайдейе эти понятия не просто сближаются, но принципиально совпадают.

Понятие образования - пайдейя - стоит в основе греческих представлений о жизни и обществе; даже понятие полиса оказывается по отношению к нему производным.

Когда Варрону и Цицерону пришлось переводить слово «пайдейя», его латинским эквивалентом они избрали humanitas (лат. «образование», «воспитание»). А. Геллий выделял в этом понятии два основных смысла: во-первых, филантропический, когда речь идет о снисходительном, сговорчивом и доброжелательном человеке, во-вторых, оно обозначает образованного, знающего человека, стремящегося к постижению благородных

- словесных - наук. В последнем случае «гуманитас» определяется как воспитание, основанное на высоком философско-риторическом образовании. Именно благодаря этому смыслу гуманитас становится главным словом итальянских гуманистов. Их гуманитас предполагала, в первую очередь, особую, ориентированную на классическую словесность, образованность, - пайдейю. Вне всякого сомнения, она не только может, но и должна быть понята в качестве обозначения специфической культуры. В стремлении к определенной форме образования - «пайдейи» - собственно и состоял замысел гуманизма, его культура.

Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры: Опыт русской культурологии XIX -

начала XX в. Гл. 1. - М. : ОГИ, 2001.

Работа с культурологическим текстом

Прочитайте отрывок из книги Л. Уайта «Что такое культурология?» и ответьте на вопросы.

Культурология (culturology) - ветвь антропологии, рассматривающая культуру

(институты, технологии, идеологии) как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающихся по своим собственным законам. Культурный процесс рассматривается здесь как самодостаточный и самоопределяющийся.

Люди, жившие в дописьменную эпоху, уже осознавали тот факт, что они отличаются друг от друга своими обычаями, речью и верованиями. Однако даже столь утонченные люди, какими были греки аристотелевского периода, не имели в своем распоряжении термина, эквивалентного нашему слову «культура». Его в научный оборот ввел Э. Тейлор

- родоначальник английской антропологии. Он понимал под культурой «совокупность знаний, верований, искусств, законов, обычаев и других умений, приобретенных человеком как членом общества. Он внес окончательную ясность в понимание того факта, что культура - исключительная собственность людей».

До того как появилась культурология в качестве научной дисциплины, в изучении культуры преобладали чуждые ей подходы, а именно биологические, психологические и социологические. Все явления, в том числе и культурные, сводились к природным, психическим или социальным причинам. Институты, обычаи и верования представали в них как вторичные факторы, или зависимые переменные. Человек выступал причиной, а культура - следствием.

Культурологическая революция перевернула наши воззрения. Культурология утверждает, что люди ведут себя тем или иным образом потому, что родились и

17 воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение людей определяется не физической конституцией, генетическим кодом, идеями, желаниями, надеждами или страхом, не процессом социального взаимодействия, а внешней, экстрасоматической культурной традицией. Индивиды, рожденные в тибетской языковой традиции, будут разговаривать по-тибетски, а не по-английски.

Если поведение людей задано культурой, то чем же тогда определяется сама культура? Ответ очевиден. Культуру надо рассматривать как процесс sui generis, т.е. имеющий причиной самого себя. Иначе говоря, культурология, в отличие от других наук, изучает только такие культурные явления, которые порождены опять культурными причинами.

Атом нельзя понять, рассматривая лишь его компоненты. Атом - это система, которую следует понимать в терминах ее самой. Свойства сахара несводимы к свойствам атомов карбона, водорода и кислорода, молекулы функционируют как молекулярные системы.

Живую клетку нельзя рассматривать в терминах составляющих ее молекул, а биологический организм - в терминах клеточного вещества. Индивиды или организмы не выявляют свойств общества. Каждый тип системы существует в терминах собственной структуры и функционирования, в терминах собственных принципов и законов. Люди и общества - суть социокультурные системы, они, как и прочие системы, должны рассматриваться в собственных терминах.

White Leslie A. Culturology // International Encyclopedia of the Social Sciences. - Vol. 3. - N.Y.:

The Free Press, 1968. - P. 547 - 550.

Что, по мнению Л. Уайта, определяет поведение людей?

В чем видит Л. Уайт сущность культурологической революции?

1. Проанализируйте существующие определения культуры с точки зрения их отношения к человеку. Является ли культура системой, позволяющей человеку приспособиться к жизни, или она враждебна для человека, разрушает его, подавляет его свободу? Предложите собственное понимание культуры.

2. Напишите рецензию (или реферат) на одну из работ Л. Уайта («Наука о культуре»,

Противостоит ли культура природной основе человека?

Существует ли единая общечеловеческая культура?

Какое значение имеет гуманитарное знание?

Что такое артефакт?

Что такое пайдейя?

Что изучает наука культурология?

Когда появилась культурология как самостоятельная наука?

Почему существует множество различных культур в истории?

Почему А. Шопенгауэр назвал человека «дезертиром» природы»?

Кто дал наиболее известное и классическое определение понятию «культура»?

Что такое метод исследования?

В чем разница между идеографическим и номотетическим методами?

В чем сущность герменевтического метода в культурологии?

Какой подход в культурологии акцентирует внимание на наблюдении и описании отдельных фактов без поиска причин и условий их возникновения и изменения?

Что такое прикладная культурология?

Почему нельзя сформулировать окончательное определение понятия «культура»?

Как связаны культура и человек?

В чем особенность гуманитарного знания?

В чем состоит объективная значимость гуманитарного знания?

Что изучает этология?

В чем особенность подхода к культуре с точки зрения современной социобиологии?

В чем особенность эволюционного метода культурологических исследований?

Как называется метод культурологического исследования, изучающий культуру каждого народа как единое целое?

Что изучает семиотика культуры?

Чем отличается освоение норм поведения у человека и животных?

Почему существует множество различных культур в истории?

Что такое человеческая деятельность?

Что такое культурные нормы?

От чего зависит выбор методологического подхода к изучению культуры?

В чем сущность синергетического подхода в культурологии?

Источник:

historich.ru

Попова Т. Культурология. Учебное пособие в городе Оренбург

В нашем каталоге вы имеете возможность найти Попова Т. Культурология. Учебное пособие по разумной цене, сравнить цены, а также найти иные книги в категории Культура и искусство. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка производится в любой населённый пункт РФ, например: Оренбург, Нижний Новгород, Самара.