Каталог книг

Протоиерей Александр Сорокин Лекция 12. Пророк Михей. Пророк Исаия

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Эзотерика

Описание

В основе цикла бесед – адаптированный для широкого круга слушателей курс лекций преподавателя Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерея Александра Сорокина, автора книги «Введение в Ветхий Завет». Слушатели бесед не только знакомятся с основными событиями Священной истории Ветхого Завета, но и получают понятие о христианском толковании этих событий. Прекрасное знание материала, яркость и доступность изложения обеспечивают постоянный интерес слушателей к этим беседам.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Протоиерей Александр Сорокин Лекция 12. Пророк Михей. Пророк Исаия Протоиерей Александр Сорокин Лекция 12. Пророк Михей. Пророк Исаия 59 р. litres.ru В магазин >>
Протоиерей Александр Сорокин Лекция 13. Пророк Исаия (продолжение) Протоиерей Александр Сорокин Лекция 13. Пророк Исаия (продолжение) 59 р. litres.ru В магазин >>
Протоиерей Александр Сорокин Лекция 14. Пророк Исаия (окончание) Протоиерей Александр Сорокин Лекция 14. Пророк Исаия (окончание) 59 р. litres.ru В магазин >>
Протоиерей Александр Сорокин Лекция 20. Пророк Иезекииль Протоиерей Александр Сорокин Лекция 20. Пророк Иезекииль 59 р. litres.ru В магазин >>
Протоиерей Александр Сорокин Лекция 17. Пророк Иеремия Протоиерей Александр Сорокин Лекция 17. Пророк Иеремия 59 р. litres.ru В магазин >>
Протоиерей Александр Сорокин Лекция 21. Пророк Второисаия Протоиерей Александр Сорокин Лекция 21. Пророк Второисаия 59 р. litres.ru В магазин >>
Протоиерей Александр Сорокин Лекция 8. Пророки. Пророк Илия Протоиерей Александр Сорокин Лекция 8. Пророки. Пророк Илия 59 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Пророки и пророчества

Протоиерей Александр Сорокин Лекция 12. Пророк Михей. Пророк Исаия

Имя Михей в переводе с еврейского языка означает – кто подобен Богу.

Святой пророк Михей, один из 12-ти малых пророков, происходил из колена Иудина, родиной его было местечко Морасфи, находящееся на юге Иудеи, вблизи города Елевферополя. Уроженец Иудеи, Михей свое пророческое служение проходил в Иудейском царстве, во дни царей иудейских Иоафама, Ахаза и Езекии. В это время жил и святой пророк Исаия.

Предметом пророческих речей Михея была Самария и Иерусалим. Пророк возвещает разрушение, предстоящее Самарии. С такою же угрозою обращается он и к Иерусалиму, изображая в ряде образов грядущее бедствие (Мих. гл. 1). Причиной божественного гнева против Иерусалима служит нечестие жителей Иудеи, в особенности преступления вельмож иудейских, священников, ложных пророков и судей (Мих. гл. 2-3). За эти преступления, возвещает пророк «Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих. 3, 12).

Самария и Израиль еще при жизни пророка Михея закончили свое существование при нашествии царя Сеннахирима, жители их уведены были в плен, земля их была опустошена, и города превратились в груды развалин.

Но пророчество Михея представляет и подробное раскрытие утешительного обетования (Мих. 2, 12-13) и возвещение мессианских времен. В эти времена все народы обратятся к закону Иеговы, и настанет царство мира (Мих, 4, 1-5). Этому будет предшествовать восстановление народа (Мих. 4, 6- 8), и торжество его над врагами, злоумышляющими против Сиона (Мих. 4, 9-13).

Виновником этого славного будущего явится имеющий родиться в Вифлееме Владыка Израиля, «происхождение Которого от дней вечных»: «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). Владычество Его доставит Израилю могущество над врагами и сделает его истинным народом Божиим, среди которого не будет уже ложного богопочитания (Мих. гл. 5).

Главы 6-7 являются эхом братских чувств, которые были вызваны падением десятиколенного царства в душах лучших представителей иудейского народа.

Святой пророк Михей совершал свое пророческое служение около 50-ти лет, преставился в глубокой старости и был погребен на своей родине. Мощи святого пророка Михея были обретены в IV веке по Рождестве Христовом вместе с мощами пророка Аввакума епископом Елевферопольским Зевином близ Елевферополя во время царствования византийского императора святого Феодосия Великого (379-395 г.). Жил пророк Михей в VIII веке до Рождества Христова.

Пророк Михей оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 7-ми глав. Речь пророка отличается глубиной и живостью чувств, простотой, прямотой и образностью выражений.

Память святого пророка Михея Православная Церковь празднует 14 (27) августа.

Источник:

www.wco.ru

Пророк Михей 1987 Рижский М

Протоиерей Александр Сорокин Лекция 12. Пророк Михей. Пророк Исаия Пророк Михей

Почти одновременно с Исайей в Иудее проповедовал еще один пророк, чьи речи также вошли в состав Ветхого завета. Его звали Михей (Миха). Кстати, это единственный пророк, о котором упоминается в другой пророческой книге. В Книге Иеремии (более поздней) рассказывается о таком эпизоде: иудейский царь Иоаким разгневался на пророка Иеремию за то, что тот предсказывает неизбежный захват Иерусалима вавилонским царем, велит предать Иеремию смертной казни. Тогда "из старейшин земли встали некоторые и сказали ко всему народному собранию: "Михей морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя иудейского, и сказал всему народу иудейскому: так говорит Яхве Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего - лесистым холмом. Умертвили ли его за это Езекия, царь иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он (т. е. Езекия. - М. Р.) Яхве?" (Иер. 26:17 - 19).

Описанная в Книге Иеремии сцена произошла в 609 г. до н. э., и из этого можно сделать вывод о том, что в конце VII в. не только не было забыто имя пророка Михея, жившего почти веком ранее, но что его пророчества, очевидно в записанном виде, были известны многим: "старейшины" из Книги Иеремии процитировали отрывок из пророчества Михея дословно, так, как они приведены в дошедшем до нас тексте Книги Михея (3:12).

Начало Книги Михея содержит некоторые дополнительные сведения об этом пророке: "Слово Яхве, которое было к Михею морасфитину во дни Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских, и которое открыто ему о Самарии и Иерусалиме" (1:1). Это скорее всего позднейшая справка редактора или переписчика. Мы узнаем из нее, что Михей жил при тех же царях, что и Исайя, т. е. приблизительно с 750 по 790 г. до н. э., и что Михей был родом из Морешет, маленького городка на юго-западе Иудеи, по соседству с более крупным городом Лахишем. Эти земли сильно страдали от набегов соседних племен, и особенно во время похода Сенахериба на Палестину в 701 г.: они были захвачены, разграблены, и значительная часть их населения была уведена в плен. Михей, следовательно, в отличие от столичного жителя Исаии, был "провинциалом", может быть, этим отчасти объясняется, что он рассматривает Иерусалим как центр грехов (1:5; 3:10) и предсказывает, что Иерусалим будет превращен в груду развалин, тогда как Исайя, напротив, предвещал, что Иерусалим сохранится как "город правды, столица верная" (Ис. 1:26).

В Книге Михея 7 глав. В них без особой последовательности звучат те же высказывания, что и у Амоса, Осии, Исаии: обличения Иуды и Израиля в грехах и призывы к исправлению, угрозы и утешения. Пожалуй, и по стилю, и по содержанию в аутентичных частях пророчества Михея напоминают скорее Амоса: столь же резкие и страстные нападки на тех, "в чьих руках власть и сила", - "глав и князей дома Иакова" за их насилия и грабеж народных низов, за обман и вымогательство. От имени Яхве пророк обличает их: "Вы. едите плоть народа моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть - как бы в котел" (3:3). Эти насильники "пожелают полей и берут их силою, домов, - и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие" (2:2). Везде царят подкуп и обман: "Начальник требует подарков, и судья судит за взятки" (7:3).

Пророка удручает всеобщее моральное падение: "Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми. " (7:2) Никому нельзя доверять. "Не верьте друг другу, - скорбит он, - не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его" (7:5 - 6). Не лучше ведут себя и священники и пророки, они лгут и вводят в заблуждение народ; это лицемеры, которые "учат за плату и. предвещают за деньги, а между тем опираются на Яхве, говоря: "не среди ли нас Яхве? не постигнет нас беда!" (3:11). При Езекии, как мы уже знаем, возобновились богослужения в иерусалимском храме Яхве, прекратившиеся было при царе Ахазе, и вообще позиции бога Яхве в Иудее несколько упрочились, но вместе с тем продолжались поклонение "истуканам и кумирам" и жертвоприношения в священных рощах (5:12 - 13). За все это Яхве страшно покарает Иуду и Израиль, наведет на них опустошение и гибель, Самария и Иерусалим будут обращены в груды развалин (1:6; 3:12; 6:16). И напрасно лицемеры надеются умилостивить Яхве множеством жертв и даже принесением в жертву своих первенцев, как это делают поклонники других богов: "Но можно ли угодить Яхве тысячами овнов или неисчетными потоками елея?" (6:6 - 7). Яхве требует от человека иного: "действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред богом. " (6:8).

Так же как Исайя и Амос, пророк Михей не верит в возможность исправить порочные нравы своих соотечественников и считает катастрофу неизбежной. Яхве уже вынес приговор своему народу: "Предам я тебя опустошению и жителей твоих посмеянию" (6:16). Однако эти страшные угрозы Яхве в пророчествах Михея то и дело перемежаются с утешающими и ободряющими оракулами, из которых одни, несомненно, относятся к близкому будущему, а другие, также несомненно, носят эсхатологический характер. "Когда Ассур придет в нашу землю. - обещает пророк, - мы выставим против него семь пастырей и восемь князей. И будут они пасти землю Ассура мечом. " (5:5 - 6). Обращаясь к своему народу, "дщери Сиона", Яхве заверяет, что не допустит ее окончательной гибели: "Теперь собрались против тебя многие народы и говорят: "да будет она осквернена, и да наглядится око наше на Сион!" Но они не знают мыслей Яхве. что он собрал их как снопы на гумно. Встань и молоти, дщерь Сиона. и сокрушишь многие народы, и посвятишь Яхве стяжания их и богатства их владыке всей земли" (4:11 - 13).

В Книге Михея ряд мест, без сомнения, являются позднейшими вставками. Например, "предсказывается", что "дщерь Сиона" (т. е. Иерусалим, его население) будет уведена в Вавилон и там будет спасена, там ее искупит Яхве от руки врагов ее (4:10). В VIII в. до н. э., как уже было отмечено, врагом Иудеи была Ассирия, а не Вавилон. Это место, очевидно, было сочинено и вставлено в текст Михея уже после вавилонского пленения. Послепленным добавлением библейская критика считает также отрывок 7:11, где речь идет о восстановлении Иерусалима и сооружении новых городских стен вместо разрушенных, и еще ряд других мест.

Главы 4 и 5 содержат целую серию пророчеств о мессианском будущем. Из них особый интерес и споры между библеистами вызвали два места - 4:1-3 и 5:2-3.

Глава 4 открывается оракулом о светлом будущем Иуды "в последние дни": "И будет в последние дни: гора дома Яхве поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Яхве и в дом бога Иаковлева, и он научит нас путям своим, и будем ходить по стезям его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Яхве - из Иерусалима. И будет он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать" (4:1-3).

Это место почти дословно воспроизводит оракул в Книге Исаии 2:2-4, отличаясь от него только расположением нескольких слов. Как объяснить этот факт? Как получилось, что одно и то же пророчество оказалось в книгах разных пророков? Библеисты, теряясь в догадках, объясняют это по-разному. Те исследователи, которые признают приведенный оракул аутентичным либо у Исаии, либо у Михея, считают возможным, что кто-то из этих двух пророков позаимствовал понравившийся ему оракул у своего коллеги, и притом, судя по точности воспроизведения, это было заимствовано не "на слух", а из записи.

Другие допускают, что оба, и Исайя и Михей, вычитали это место из недошедшего до нас свитка пророчеств какого-то более раннего неизвестного нам пророка.

Третьи думают, что и у Исаии и у Михея приведенный оракул был добавлен позднейшими переписчиками и редакторами, которые были заинтересованы в том, чтобы несколько смягчить суровый и мрачный тон предсказаний древних пророков о будущем их народа. По мнению критиков этого рода, пророки типа Амоса и Михея вообще не видели никакого просвета для Израиля, предавшего своего бога. Мы уже отметили неправомерность подобного мнения: религия в классовом обществе всегда включала в себя компонент утешения. Пророки VIII в. не могли оставить "избранный" народ без всякой надежды на своего бога, на возможность заслужить его прощение хотя бы в неопределенном будущем. Иное дело, что в разное время эти перспективы представлялись по-разному.

Другое место в Книге Михея, которое вызвало пристальный интерес библейской критики, - это 5:2-5.

Пророк предвещает великую славу маленькому городку на юго-западе Иудеи Вифлеему (Бет-лехем): "И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет мне тот, который должен быть владыкою в Израиле и которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И. будут жить безопасно, ибо тогда он будет великим до краев земли. И будет он мир".

О чем и о ком говорится в этом оракуле? Позже иудейские теологи увидели в нем пророчество о будущем мистическом мессии, а ранние христиане - об Иисусе Христе, который по евангелиям как раз и родился в Вифлееме (Мф. 2:1, 5; Лк. 2:4, 15; Ин. 7:42). Этих взглядов и до сих пор придерживаются иудейская и христианская традиции. Что касается библейской критики Нового времени, то в ней существует решительное расхождение во мнениях по поводу приведенного места в Книге Михея. В то время как некоторые считают его аутентичным, но вовсе не имеющим эсхатологического характера, а относящимся, так же, как известный оракул Исаии о "деве", к рождению будущего иудейского царя Езекии, в котором, видимо, не один только Исайя мечтал увидеть идеального царя, другие критики приписывают оракулу чисто эсхатологический смысл и в большинстве своем считают его позднейшей вставкой. Мотивируется это тем, что выраженное в оракуле представление об универсальном величии ожидаемого владыки ("до краев земли") более характерно для послепленного иудейства. Однако, как мы уже знаем, идея о всемирном характере власти Яхве и о том, что иудейский бог определяет судьбы не только Израиля, но и других "языческих" народов, была уже выдвинута и Амосом и Исайей. Так или иначе, но несомненно позднейшей вставкой в оракуле является то место, где о "владыке" сказано, что его "происхождение из начала, от дней вечных". Идея о "предвечном" происхождении будущего спасителя, "помазанника" сложилась в иудаизме не ранее III в. до н. э. и еще позже перешла в христианство (Ин. 1:3-3).

Что касается восхваления маленького Вифлеема, то оно объясняется проще. В мессии, как уже отмечалось, хотели увидеть потомка прославленного царя Давида, а Давид был родом как раз из Вифлеема (1 Цар. 17:12).

При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку:

Источник:

religion.historic.ru

Святой пророк Михей

Святой пророк Михей

Беря в свидетели горы, бывшие местом великих Божественных откровений, он объявил, что Господь будет судить Свой народ и призовет его к ответу за неблагодарность: «Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства…» (Мих. 6: 2–4). Господь считает народ виновным не только в неблагочестии и пренебрежении религиозными обязанностями, но и в нарушении закона о любви к ближнему: «Не стало милосердных на земле… Все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть…» (Мих. 7: 2). Грех и нечестие распространились повсюду: скупщики на ложах своих придумывают злодеяния, которые совершают утром (см.: Мих. 2: 1), князья пожирают плоть народа, гнушаются правосудием и искривляют все прямое (см.: Мих. 3: 9), судьи судят за подношения, священники ожидают жалования, лжепророки за деньги предсказывают счастье и процветание… И все опираются на данные Богом в древности обещания, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!» (Мих. 3: 11).

Пророк предсказывает, что ему придется ходить по разрушенной и обнаженной стране (см.: Мих. 1: 6), стеная и плача, потому что нет защиты от ударов Господа. Он сойдет со Своего святого Престола, чтобы воздать отмщение через пришедших с севера захватчиков – ассирийцев: Он «низойдет и наступит на высоты земли – и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны» (Мих. 1: 3–4). Сначала Он поразит Самарию, а потом настанет черед Иерусалима, чтобы наказать народ за преступления, и прежде всего за самое тяжкое из них – раскол между Северным царством и Иудеей.

Предсказывая эти беды, пророк Михей презирал всякие земные почести, не боялся сильных мира сего, слушая только Господа и надеясь, что Бог, вначале наказав Свой народ, потом спасет его. Несомненно, «Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих. 3: 12), но после этого испытания Господь примирится со Своим народом и будет вечно царствовать в обновленном Сионе: «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор… и потекут к ней народы» (Мих. 4: 1).

Вернувшиеся из изгнания иудеи, «оставшийся» Израиль, а также народы многие, все поднимутся к дому Славы Божией. И «перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их» (Мих. 4: 3–4).

Эта новая эпоха всеобщего мира и согласия начнется в Вифлееме – доме Ефрафы, меньшем между тысячами иудиными, во времена, когда родит Та, Которая должна родить, чтобы произвести на свет Царя-Мессию, Которого происхождение из начала от дней вечных (см.: Мих. 5: 1–3) 2 . Ясно и четко объявляя о предстоящем рождении Мессии, пророк говорит, что именно Он будет пасти обновленное стадо силою Господа, ибо Он будет велик до окраин страны. В этом новом Сионе духовный Иерусалим, обозначающий Церковь, границы которой простираются до края света, соберет все народы из Ассирии и городов Египетских, и от Тира до реки Евфрата, и от моря до моря, и от горы до горы (Мих. 7: 12), потому что Богу будет угодно еще раз явить Свою милость. Пророк Михей заканчивает книгу, предсказывая милосердие Мессии: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7: 19).

Неизвестно, умер пророк Михей своей смертью или же был убит иудеями, которых обличал. Известно лишь, что он был похоронен около родного селения. Его мощи, вместе с мощами пророка Аввакума, были обретены в царствование Феодосия Великого по откровению, полученному епископом Елевферопольским, и в честь пророка Михея был построен храм 3 .

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,

адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

27 августа 2012 г.

скрыть способы оплаты

Когда Евпла ввели, в руках у него было Евангелие. «Где ты взял эти книги? У себя дома?» – спросил Кальвисиан. Евпл ответил: «У меня нет дома, и мой Господь это знает». Кальвисиан попросил зачитать отрывки из этих книг, и Евпл прочел: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». «Что это значит?» – спросил судья.

Это первое подготовленное на высоком современном научном уровне и в то же время общедоступное собрание житий святых. По полноте персоналий оно не имеет аналогов. В собрание вошли рассказы как о святых православного Востока, так и о святых Запада, прославленных Церковью до X века. Большое внимание уделено русским святым, в том числе новомученикам.

Головы трех старших сыновей и княжеского советника упали, но когда пришел черед Матфея, мальчика охватил страх – и он пообещал стать мусульманином. Его отец тотчас явил мужество такими словами: «Предпочтительней умереть тысячу раз, чем предать нашу веру, которую никто не смог у нас похитить».

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Источник:

www.pravoslavie.ru

Толкование на книгу пророка Михея - читать, скачать - профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия

Премудрый Михей (евр. Michah или в более полном начертании michajahu – 2Пар 13 .2, 17.7 – означает кто как Бог ) в подписании его книги называется «Морасфитином» (евр. hammoraschthi). Это название обыкновенно понимается, как указание на места происхождения пророка – Морасфу. По свидетельству блаж. Иеронима, Морасфа находилась на юге Иудеи, вблизи Елевферополя. Новейшие толкователи отождествляют Морасфу с упоминаемым у Михея в Мих 1 .14 Морешеф-Гефом. Следы Морасфы при этом указывают в незначительных развалинах, находящихся к югу от Бейт-Джибрина.

Уроженец Иудеи, Михей свое пророческое служение проходил в Иудейском царстве. По подписанию книги время этого служения падает на царствование Иоафама, Ахазии и Езекии, т. е. на конец VIII-го в. до Р. X. В кн. Иеремии ( Иер 26 .18–19) сообщается, что когда народ хотел умертвить его за предвещение гибели Иерусалиму, то некоторые из старейшин земли сказали народному собранию: «Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии царя иудейского и сказал всему народу иудейскому: «так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего лесистым холмом. Умертвили ли его за это Езекия, царь иудейский, и весь Иуда?» Несомненно, приведенные слова относятся к Михею, писателю пророческой книги. Так как в этих словах Михей представляется пророком времени Езекии, то некоторые новейшие комментаторы этим временем и ограничивают всю деятельность пророка, полагая, что стоящие в надписании кн. Михея имена царей Иоафама и Ахаза представляют позднейшую вставку. Но свидетельством Иер 26 .18–19 утверждается только то, что одно известное пророчество Михея, именно пророчество о разрушении Иерусалима ( Мих 3 .12), было произнесено в царствование Езекии, а не то, что и вся деятельность пророка ограничивалась этим царствованием. Правда прямых и ясных указаний на время Иоафама и Ахаза мы не имеем в кн. Михея. Но это может быть объясняемо тем, что книга пророка представляет не все произнесенные им речи, а только старое изложение их и извлечения из них. Кроме того, содержание пророчества Михея из времени Езекия отчасти может считаться отражением того настроения иудейского народа, которое развилось в царствование Иоафама и Ахаза. Сюда относятся, напр., указания на воинственное настроение, которое особенно было сильно при Иоафаме ( Мих 4 .8, 5.5, 10–11; ср. 2Пар 27 .1–7), и на волшебство и идолопоклонство, которое было распространено при Ахазе ( Мих 5 .12–14, Мих 1 .5). Как нет оснований отодвигать начало деятельности Михея ко времени Езекии, так нет данных и для того, чтобы продолжать ее до царствования Манассии (ср. Мих 7 .6).

По содержанию кн. Михея обыкновенно разделяется на три части, из которых первая обнимает гл. I-III, вторая гл. IV-V и третья гл. VI-VII. Предметом пророческих речей Михея была Самария и Иерусалим. Пророк начинает свои речи возвещением разрушения, предстоящего Самарии. С такою же угрозою обращается он и к Иерусалиму, изображая в ряде образов грядущее бедствие (гл. I). Причиной божественного гнева против Иерусалима служит нечестие жителей Иудеи, в особенности преступления вельмож иудейских, священников, ложных пророков и судей (гл. II-III). За эти преступления, возвещает пророк, « Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома сего будет лесистым холмом » ( Мих 3 .12). Эти угрозы в Мих 2 .12–13 пророк прерывает обетованием о будущем соединении остатков Израиля и Иуды и возвращении их из плена. Таково общее содержание первой части кн. Михея. Речи гл. I-III, предсказывающие разрушение Самарии, были произнесены до этого события, т. е. до 722 г. Как видно из Иер 26 .18, угрозы пророка против Иерусалима имели условный характер. Так как народ раскаялся, то они не были осуществлены. После завоевания Самарии ассирияне прекратили военные действия в Палестине, и угроза Иерусалиму миновала. Но дух народа был неспокоен, и вот, пророк обращается к народу с утешительными речами. Вторая часть кн. Михея, гл. IV-V, представляет подробное раскрытие утешительного обетования Мих 2 .12–13 и возвещение мессианских времен. В эти времена все народы обратятся к закону Иеговы, и настанет Царство мира ( Мих 4 .1–5). Этому будет предшествовать восстановление народа ( Мих 4 .6–8) и торжество его над врагами, злоумышляющим и против Сиона ( Мих 4 .9–13). Виновником этого славного будущего явится имеющий родиться в Вифлееме Владыка Израиля, « происхождение Которого от дней вечных ». Владычество его доставит Израилю могущество над врагами, подобными Ассуру, и сделает его истинным народом Божиим, среди которого не будет уже предметом ложного богопочитания (гл. V). Третья часть кн. Михея (гл. VI-VII) содержит в первой половине обличительную речь пророка к Израилю. Призывая горы и холмы в свидетели суда Господа с Израилем, напоминая о благодеяниях Божиих ( Мих 6 .1–5) пророк поставляет народу на вид его неправды – лживость, обман, отсутствие милосердия, вообще « обычаи Амврия и дела дома Ахава » ( Мих 6 .16). Народ должен понести наказание за грехи свои, и пророк от имени Господа говорит: « Я неисцельно поражу тебя опустошением за грехи твои » ( Мих 6 .13–15). Но вместе с тем, пророк снова выражает уверенность в том, что Господь умилосердуется над остатком наследия своего, изгладит беззаконие народа, явит, как в дни исхода из Египта, дивные дела свои, восстановит теократию и расширит пределы ее ( Мих 7 .11–20). Не вполне ясно, о каком именно царстве говорит пророк в гл. VI-VII. Большинство комментаторов понимают речи гл. VI-VII, как пророчество об Иерусалиме и царстве Иудейском, о пленении иудейского народа и о восстановлении царства после плена ( Мих 7 .11). Но некоторые выражения рассматриваемых глав дают основание другим комментаторам относить эти главы не к Иерусалиму и Иудейскому царству, а к Самарии и царству Израильскому. Гоонакер справедливо указывает на то, что в гл. VI-VII не называется ни Иудея, ни Иерусалим или Сион, ни Вавилон. Далее, в молитве пророка о восстановлении народа ( Мих 7 .14 и д. ) мы не находим ни одного из тех предсказаний славного будущего, которые обычны в описании величия Сиона. Слова молитвы: да пасутся они в Васане и Галааде , как во дни древние ( Мих VII .14) более понятны в отношении к Израильскому царству, нежели в отношении к Иудейскому. Общая картина нечестия народа, начертанная в гл. VI-VII, вполне соответствует той, какую мы видим у пророка Осии (ср. Ос 4 .1–2, 9.7–8). Такое выражение, как Мих 6 .16, опять естественнее понимать в отношении Самарии, чем в отношении Иерусалима. Отмеченные черты гл. VI-VII и дают основание видеть в них речь о Самарии, и именно ретроспективный обзор совершившихся в Самарии событий, разделение справедливости божественной кары, постигшей десятиколенное царство и возвещение остатку этого царства надежды на светлое будущее. Гл. VI-VII являются, таким образом, эхом тех братских чувств, которые вызваны были падением десятиколенного царства в душах лучших представителей Иудейского народа. Речи пророка Михея отличаются глубиною и живостью чувства. Особенно сильны те обличения, с которыми пророк обращается к вельможам народа и к ложным пророкам. Живость чувства, одушевляющего пророка, отражается в его речах быстрыми переходами от одной мысли к другой (от обличения к угрозе, от угрозы к обетованиям ( Мих 2 .8–12, 3.12, 4.1), частым употреблением уподоблений и игре слов ( Мих I .10–15, 2.4, 6.5), обилием образов. При этом, как уроженец деревни, Михей, подобно Амосу, свои образы и сравнения чаще всего заимствует из пастушеской жизни (ср. Мих 2 .12, 4.6–7, 5.3–4, 7.14).

Новейшая критика отвергает подлинность большей части кн. Михея, утверждая что первоначальная книга пророка была переработана и восполнена в послепленное время. Но в основе такого воззрения лежит, во-первых, несправедливое применение к книге требований от современного литературного произведения, а во-вторых, особое понимание ветхозаветного профетизма, сводящее последний только к неясным ожиданиям будущего и не допускающее определенных предсказаний этого будущего.

Текст кн. Михея представляет немало трудностей, так как подлинник и переводы передают его неодинаково.

Литература: Проф. Р. А. Юнгеров, Книга пророка Михея. Казань, 1890. Арх. Антоний. Толкование на книгу св. пророка Михея. СПБ, 1891. Roorda Commentanus in Vatic Michae, 1869. Ryssel, Die Textgestalt und die Echthert d Buches Micha, 1887. Cheyne, Micah with notes and Introduction 1895. См. также комментарии Новака, Марти и Гоонакера.

Источник: Профессор Киевской Духовной академии, магистр богословия, В. П. Рыбинский

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник:

azbyka.ru

Протоиерей Александр Сорокин Лекция 12. Пророк Михей. Пророк Исаия в городе Екатеринбург

В представленном каталоге вы можете найти Протоиерей Александр Сорокин Лекция 12. Пророк Михей. Пророк Исаия по разумной цене, сравнить цены, а также найти иные предложения в категории Эзотерика. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка товара выполняется в любой населённый пункт РФ, например: Екатеринбург, Иваново, Пенза.