Каталог книг

Критика современных буржуазных этических концепций.

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

В нашей философской литературе в самые последние годы начал заполняться крупный пробел. Внимание советских исследователей привлекла буржуазная этика, одна из важнейших сфер идеологии современного капитализма. Опубликованные к настоящему времени работы - а их пока еще немного - уже сделали значительный шаг по пути изучения нового предмета. Но это был лишь первый шаг, связанный с большими трудностями, обусловленными освоением нового материала. Были подвергнуты критическому анализу восновном лишь отдельные теории буржуазной этики, их внутренняя связь еще не прослежена в достаточной мере. В какой-то мере эту задачу предполагается решить в предлагаемой вниманию читателя книге.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
В.М. Артемова, В.Н. Ксенофонтова Профессиональная этика для юристов В.М. Артемова, В.Н. Ксенофонтова Профессиональная этика для юристов 749 р. ozon.ru В магазин >>
Иммануил Кант Критика практического разума Иммануил Кант Критика практического разума 79.99 р. litres.ru В магазин >>
Георгий Иванович Челпанов Мозг и душа: Критика материализма и очерк современных учений о душе Георгий Иванович Челпанов Мозг и душа: Критика материализма и очерк современных учений о душе 0 р. litres.ru В магазин >>
Челпанов Г. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе Челпанов Г. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе 583 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Т. Ахелис Этика. История этики и критика ее систем. Явления нравственности. Принципы нравственности Т. Ахелис Этика. История этики и критика ее систем. Явления нравственности. Принципы нравственности 192 р. ozon.ru В магазин >>
В. Н. Волкова Концепции современного естествознания: от физикализма к интегральным подходам В. Н. Волкова Концепции современного естествознания: от физикализма к интегральным подходам 79.9 р. litres.ru В магазин >>
Филип Котлер (0+) Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер Филип Котлер (0+) Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер 335.3 р. alpinabook.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Описание критика современных буржуазных этических концепций

Критика современных буржуазных этических концепций

Узнать цену и наличие

Вы всегда можете уточнить на сайте продавца актуальную цену и наличие на товар "Критика современных буржуазных этических концепций"

Описание товара

В нашей философской литературе в самые последние годы начал заполняться крупный пробел. Внимание советских исследователей привлекла буржуазная этика, одна из важнейших сфер идеологии современного капитализма. Опубликованные к настоящему времени работы - а их пока еще немного - уже сделали значительный шаг по пути изучения "нового"предмета. Но это был лишь первый шаг, связанный с большими трудностями, обусловленными освоением нового материала. Были подвергнуты критическому анализу в основном.. посмотреть полное описание о Критика современных буржуазных этических концепций

Характеристики Рекомендуем также следующие похожие товары на Критика современных буржуазных этических концепций Мысли

В книгу выдающегося немецкого Мыслителя Артура Шопенгауэра включена работа, раскрывающая его этические взгляды и способная служить своеобразным..

Этика науки. Проблемы и дискуссии

В настоящей книге обсуждается широкий спектр социально-этических проблем, возникающих в связи с развитием науки и появлением множества новейших технологий.

Обман. Философско-психологический анализ

Это - первая и, к сожалению, пока единственная книга в нашей философской литературе, специально посвященная анализу обмана, - столь повсеместного явления.

Мода и мораль

Книга британского искусствоведа Эйлин Рибейро "Мода и мораль" является классическим исследованием в области истории и теории моды. Рибейро рассматривает одежду..

Два источника морали и религии

"Два источника морали и религии" - памятник социально-философской мысли XX века, последняя книга лауреата Нобелевской премии по литературе (1927), выдающегося..

Голос эмоций в языковом круге homo sentiens

Настоящая монография обобщает результаты многолетних исследований автора, затрагивающих различные проблемы, связанные с изучением коммуникативной функции..

Источник:

travels.minemshop.ru

Мораль буржуазного общества

Мораль буржуазного общества

Возникновение буржуазии состоялось в недрах феодального общества в связи с развитием товарного хозяйства. Класс буржуазии (городской) формировался, вырастая из купцов, ростовщиков, богатых мастеров. В результате насильственного лишения мелкого производителя средств производства и образования крупной капиталистической собственности произошло так называемое первоначальное накопление капитала (в современной Украине подобное накопление происходит несколько по-другому, но не менее аморальными средствами). Одновременно в результате массового разорения мелких ремесленников (в Украине - государства) и насильственного лишения крестьян земли появилась дешевая рабочая сила - безработные.

На первых порах буржуазия, имея значительные средства и играя существенную роль в жизни общества, оставалась политически бесправным. В процессе экономического развития общества на смену простой капиталистической кооперации приходит мануфактура, основывалась на разделении труда. Конец мануфактурной стадии развития капитализма совпадает с периодом революций, в результате которых буржуазия пришла к власти.

Прогрессивность перехода от феодализма к капитализму была очевидной, однако это отнюдь не лишало буржуазную мораль и многих уродливых признаков.

Вопрос о сущности и специфике буржуазной морали в современной этике, как правило, обходят. Марксистская концепция сущности буржуазной морали отвергнута, а другие, "буржуазные" и "ревизионистские", еще не настолько осмысленные, чтобы попасть в учебных пособий. В этой ситуации остается один выход: дать краткое изложение марксистского понимания этой проблемы и подвергнуть его продуктивной критике, то есть выявить в нем как "рациональные зерна", так и недостатки.

Согласно марксистской концепции феодальная форма социальной связи, построенная на личной зависимости неравных по сословно-статусной признаком индивидов, заменяется отношениями вещевой зависимости между людьми, формально равными между собой и подчиненными в своей жизнедеятельности процесса воспроизводства и роста капитала. Вместо старых основных классов - феодалов и крепостных - на авансцену общественной жизни выступают новые - буржуазия и пролетариат, борьба между которыми якобы определяет с этого момента развитие мировой истории. Формируется мировой рынок, разрушаются старые патриархальные связи, товарно-денежные отношения проникают во все сферы деятельности, рождая новые образцы для подражания, нравственные эталоны поведения. Замена феодальных производственных отношений капиталистическими ведет к перестройке всей системы моральных ценностей, которые господствовали в обществе к появлению личности с качественно иной структурой морального сознания.

Появляется новый исторический тип личности, который по-другому действует и оценивает мир и себя. Возникает новый идеал человека, характеризующееся специфическим «набором» добродетелей, которые ему приписываются. Общей характеристикой и коренным содержанием буржуазной морали выступает индивидуализм. Буржуазный индивидуализм рассматривается марксизмом как конкретно-исторический феномен. При зарождении капитализма он играл прогрессивную роль (в частности, и в сфере морали). Пройдя через горнило первоначального накопления капитала, индивидуализм побеждает под лозунгами буржуазных революций - свободы, равенства, братства. Однако свое полное воплощение он находит в обществе свободной конкуренции, которая открыла перед людьми широкое поле социальной деятельности.

Новое понимание назначения человека, его морального достоинства выглядело как открытие "человека вообще", которая ранее была сословно зависимой. Это открытие сопровождалось убеждением, что ничем не ограничен саморазвитие человека приведет к моральному совершенству и счастью. Это была вдохновляющая, хотя и наивная, согласно марксистской концепции, идея доверие к свободному развитию человека, которого можно достичь на почве частнособственнических отношений, и единственно возможным способом для этого объявлялась конкуренция.

Принцип частного предпринимательства фиксировал личность как центр социально-экономической активности, более широкие возможности для развития индивидуальности (причем не только предпринимателя) выступают как необходимое условие развертывания промышленной революции. С утверждением капиталистических форм жизни человек был поставлен в принципиально иное социально-историческое положение, в другую нравственную позицию, исходя из которой она должна была осуществлять свой нравственный выбор. Человек выглядела формально автономной, ей приписывалась ответственность за действия, которые она осуществляла на свой страх и риск, за все успехи и неудачи, которыми отныне она имела измерять степень своей моральной ценности и личного достоинства. Однако абстрактные представления о свободе, равенстве, достоинство человека в процессе своей эволюции конкретизируются, выливаясь в торгашеский дух буржуазного класса, воплощаются в образе "честного" дельца как всеобщего стандарта поведения. Буржуазная мораль ограничивается санкционированием только формального равенства индивидов. ее не интересует реальное равенство, их настоящая автономность, независимость. Эта мысль обосновывается, в частности, следующими соображениями: моральное равенство капиталиста и рабочего оказывается моральной иллюзией, поскольку первый, обладая капиталом, эксплуатирует другого; один процветает и поэтому наделяется качествами нравственной значимости и добродетели, а второй заранее обречен на невзгоды и лишения, и именно это прозябание вменяемого ему в вину, рассматривается как свидетельство его моральной неполноценности.

Анализируя буржуазную мораль, марксистская этика выделяет такие ее признаки и тенденции развития:

- Ценностная ориентация на богатство;

- Уподобление моральной оценки отношениям "купли-продажи";

- Внутренняя лицемерие буржуазной честности и долга;

- Рост морального отчуждения;

- Упадок буржуазной морали.

Обосновывая перечисленные положения, прибегают к такой аргументации:

1. Основным стимулом деятельности человека в условиях капиталистического общества есть страсть к обогащению, наживе. Богатство является основой ценностной ориентации человека, главной целью ее жизнедеятельности. При определении нравственных качеств игнорируют не только ее становой статус, родовитость (что является положительным), но и реальные качества как личности.

В буржуазных представлениях личное достоинство отождествляется с владением собственностью, поэтому добродетелями наделяются люди, которые имеют значительные ценности. Только обладание богатством предоставляет человеку моральную значимость.

2. Общая процедура оценки поступков человека, характерная для нравственного сознания буржуазного типа, оказывается синтезом отношений "купли-продажи", отношений покупателя и продавца. Моральные суждения конструируются по одному образцу, адекватным требованию равенства при обмене ценностями. При этом, как правило, цитируется высказывание Маркса, согласно которому равенство и свобода как чистые идеи составляют собой лишь идеализированные выражения обмена меновой стоимости. Эти слова Маркса вполне применимы и к типовому трафарета моральной оценки, присущей структуре буржуазной морали, - требованию "рыночной эквивалентности" при обмене благами между индивидами, которые формально добровольно заключают соглашение. Этот трафарет оказывается "ключа шифрования" ко всему набору оценок, характерного для буржуазной нравственного сознания. Он вносит в отношения людей частный, эгоистический расчет, требуя точного, "бухгалтерского" определение тех потерь и выгод, которые можно иметь, вступая в отношения с другим лицом; заставляет человека пристально следить, не продешевила она на "рынке личностей", получила в ответ на свой вклад выгодную для нее количество материальных благ, услуг, комфорта, знаков признания и даже человеческих чувств. Более того, этот трафарет оказывается выражением "высшего" содержания буржуазной справедливости, требует формального равенства, при которой люди уподобляют себя товарам. Это и справедливость, которую только и в состоянии провозгласить буржуазный строй. Однако даже в этом своем ограниченном смысле буржуазная справедливость только провозглашается, оставаясь бесконечно далека от воплощения в практике нравственных отношений. Нельзя гарантировать даже формальную справедливость в отношениях, построенных на эксплуатации, угнетении, эгоистическом "использовании" человека человеком.

3. В структуре буржуазной нравственного сознания главное место занимают требования честности и долга (центральным звеном феодальной структуры нравственного сознания были принципы сословной чести и верности). С помощью понятий "честность" и "долг" буржуазная мораль своими средствами поддерживает предпринимательскую деятельность (которая расценивается марксизмом как в целом негативный феномен), способствует сохранению деловой репутации тех, кто уже владеет капиталом. Общечеловеческий смысл, который действительно содержится в требованиях долга и честности, в буржуазном обществе подгоняется под ограниченную внутренне лицемерную буржуазную практику. В условиях империализма понятие "честность" и "долг" полностью выхолащиваются.

4, Нравственное отчуждение, возникшее еще в эпоху свободной конкуренции, в условиях монополистического капитализма проникает во все слои общества. Отчуждаются от человека и его способности создавать нравственные ценности, быть субъектом морали (создание нравственных ценностей становится делом обезличенной). Происходит отчуждение от человека имеющихся в обществе моральных норм, от духовного мира других людей, от своей личной нравственной сущности. Нравственное отчуждение порождает мироощущение одиночества, разобщенности. Причем не просто разобщенности индивида с другими людьми, замкнутости, но и постоянное чувство холодного равнодушия, враждебности, нередко переходит во взаимную ненависть, которая сопровождается проявлениями жестокости.

5. Упадок буржуазной морали видится прежде всего в росте потребительских наклонностей, конформизме и особенно в регрессивных тенденциях развития этой морали, "в которых просматривается сходство с консервативных, реакционных нравственных систем прошлого". Имеются в виду, в частности, новые проявления патернализма и своеобразной корпоративности современной буржуазной морали: "Формально-корпоративная, окоченела регламентация поведения свидетельствует о замене ситуации морального выбора индивида, характерной для периода свободной конкуренции, на ситуацию несвободного подчинения монополистическим организациям. Растет роль групповых," местнических "кодексов морали в ущерб ее общим, универсальным требованиям. Автоматическая, бездумная и бездушная преданность корпоративным интересам подрывает индивидуальную моральную ответственность. выхолащиваются и теряют былую роль в регуляции поведения такие психические контрольные механизмы личности, как совесть и долг. Иерархическая система покровительства, патерналистские мораль выражает новые отношения людей, оправдывая безответственность "круговой поруки" ". Так марксистская этика характеризует буржуазную мораль.

Что же в марксистской этике соответствует действительности, а что противоречит ей? Выяснение этих вопросов займет десятилетия. Дополнительные трудности порождаются тем обстоятельством, что существует несколько толкований марксизма. Однако уже сейчас можно назвать некоторые существенные недостатки марксистской характеристики буржуазной морали.

Парадоксальным в марксизме есть сочетание несочетаемого, несовместимого, в частности глубокого анализа секретов капиталистического способа производства (по крайней мере на его домонополистический стадии), с явно искаженным толкованием морали буржуазного общества.

Основной причиной этих искажений является классовый, а тем более партийный подходы, которые узаконили субъективизм при анализе общественных явлений, подвели под него теоретическую базу. Научный подход к проблеме познания, по понятным причинам не согласовывался с принципом партийности, объявлялся объективистского и строго осуждался. Но не парадоксальным было то, что любой прогресс в экономической, политической, нравственной и других сферах капиталистических стран вызвал невероятное раздражение в главных советских идеологов, поскольку это не согласовывалось с их предвзятыми утверждениями о загнивания буржуазного общества и неизбежную победу социализма во всемирном масштабе , победу лагеря социализма над лагерем империализма.

Для понимания исторической роли буржуазии и морали, которую она предложила человечеству, следует проследить ее влияние на феодальное общество. Буржуазия разрушила феодальный уклад общественной жизни, прежде всего его неэффективен, нерациональный способ производства, который сковывал развитие экономики, в частности из-за подневольный труд, незаинтересованность производителя в совершенствовании способов хозяйствования, отсутствие стимулов для расширения и совершенствования производства. Разрушены были общественные отношения, которые основывались на господстве и подчинении (а в феодальном обществе все находились в зависимости - как крепостные, так и феодалы, как вассалы, так и сюзерены, как миряне, так и попы. Новая (буржуазная) мораль отвергла явно несправедливые нормы нравственных отношений с их моральным неравенством состояний и иерархичностью, ничем не заслуженными привилегиями и тому подобное. Были подвергнуты осуждению такие моральные качества людей, как безделье, паразитический образ жизни, расточительность, тщеславие, сословное чванство. "Мир навсегда заданных социальной иерархией ролей, унаследованной дисциплины, нравов и традиций, общинных патриархальных обычаев и коллективной безответственности, мир авторитарных и догматических ценностей безвозвратно разрушается . "

Буржуазия создала общество, в основе которого действует механизм фактически безграничного саморазвития и совершенствования на основе рыночных отношений общественного производства. Благодаря этому была создана мощная из всех известных цивилизация. Возникает новый тип личности, который характеризуется новыми добродетелями, предусматривающие активное отношение к жизни, упорство, хватку, инициативу, бережливость и заботливость, честность в деловых отношениях и тому подобное. "Индивид начинает жить и чувствовать себя" своим собственным ", принадлежащим себе, самоценностью, служащий небывалому подъему чувства личности и собственного достоинства. Кроме этого, индивидуализм как принцип бытия и сознания буржуазной личности проявляется наиболее адекватной формой развития идеи морального автономной личности, без чего невозможна зрелая мораль ".

Понятно, что на общество, в котором жажда прибыли является главной движущей силой развития современной цивилизации, ждут многочисленные проблемы, в том числе и моральные. Такое общество вынуждено было выработать мощные противовесы деструктивным тенденциям, которые заложены в самой природе капиталистического способа производства, в частности, чтобы удержать под контролем "фурий частного интереса». К таким противовесов и принадлежит мораль буржуазного общества.

Капиталистический способ производства сам по себе не гарантирует формально провозглашенных буржуазией прав и свобод личности. Потребовались сотни лет, чтобы создать такие политические и правовые учреждения, которые гарантировали бы гражданам передовых демократических государств эти права и свободы. Развитие морали буржуазного общества находится в органической связи с развитием политической и правовой культуры, искусства, религии. Вполне понятно, что как капиталистический способ производства, так и буржуазная мораль имеют немало существенных недостатков, однако ничего лучше них, исключая утопических идей, человечество еще не придумало. Факты свидетельствуют о том, что даже в передовых капиталистических странах существуют проблемы с нравственностью (именно с нравственностью, реальными отношениями людей), однако мораль буржуазного общества как царство надлежащего была создана для того, чтобы гуманизировать реальные отношения людей, отношения, которые находятся под контролем общественной мысли.

Источник:

studbooks.net

Критика буржуазной идеологии и ревизионизма

Критика буржуазной идеологии и ревизионизма. Современная буржуазная этика: иллюзии и реальность

Глава I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БУРЖУАЗНОЙ ЭТИКИ XX В. [6]

1. Упадок моральных ценностей и поиски новых путей развития этики [6]

2. Метаэтика и закрепление иррационального подхода к морали [11]

3. Призывы к новой переориентации этики [21]

Глава II. СТРАХ ПЕРЕД «НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ ОШИБКОЙ» И НАЧАЛО РАЗРУШЕНИЯ ЭТИКИ [29]

1. Добро объективно. но неопределимо [30]

2. Истинность морали недоказуема [40]

Глава III. «МОРАЛЬНАЯ СТЕРИЛЬНОСТЬ», ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА ПОЗИТИВИЗМА [45]

2. Школа лингвистического анализа [58]

3. «Новый натурализм», или дальнейшее умаление роли морали [73]

Глава IV. ПОВОРОТ К НАТУРАЛИЗМУ В ЭТИКЕ И НОВЫЕ НАДЕЖДЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ МОРАЛИ [80]

1. Натуралистический подход к моральным ценностям [80]

2. Природа моральных ценностей и этический сциентизм [89]

Часть вторая. НОВЫЕ УТОПИИ ОБНОВЛЕНИЯ СТАРОГО МИРА [100]

Глава V. «ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ» Б. СКИННЕРА [100]

1. «Оперантное поведение» — основа активности личности [103]

2. «Технология поведения» и моральное содержание личности [113]

Глава VI. ЭТИКА УТИЛИТАРИЗМА [122]

1. Утилитаризм И. Бентама и Дж. Ст. Милля [125]

2. Современный утилитаризм [131]

Глава VII. ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ Дж. РОЛСА [142]

1. Поиски утраченных ценностей [142]

2. «Справедливость как честность» [146]

3. Справедливость и добро [154]

Глава VIII. КРИЗИС МОРАЛЬНОЙ ТЕОЛОГИИ («ситуационная этика» Дж. Флетчера) [160]

1. «Ситуационная этика» — метод, но не система [162]

2. «Стратегия любви» — основа ситуационного подхода в этике [171]

Глава IX. ЭТИКА И ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ [178]

1. Соотношение философии воспитания, теории воспитания и этики [179]

2. Закономерности развития морального сознания и их значение для нравственного воспитания личности [188]

Источник:

www.nehudlit.ru

ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

/ ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этого и других противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.

Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют наивной веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Над разработкой таких методов-рекомендаций работали великие мыслители Д. Дидро, К.Гель-веций и П. Гольбах. Они наставляли человека избегать излишеств и вожделений и уважать чужие интересы, ибо стремление к удовлетворению «неразумного» интереса рано или поздно обратится вредом для совершившего его. Одним из главных достижений этики Нового времени стала попытка примирить интересы отдельного индивида и общества в целом на основании невозможности существования их друг без друга.

Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имена таких знаменитых философов, как И. Кант и Г. Гегель. Среди достижений Канта необходимо отметить его вклад в разработку проблем нравственности, изменение зависимости морали и религии, разграничение понятий «мораль» и «счастье».

Центральным же достижением Канта является его определение морали как надприрод-ного долженствования, которое связывает ее с душой человека. Среди достижений Гегеля необходимо отметить то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества.

Этика Канта и Гегеля истолковывала нравственное совершенствование личности как ее духовное самопринуждение, самообуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека.

1 °CОВРЕМЕННЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Становление современных этических теорий связано прежде всего с кризисом классической философии второй половины XIX – начала XX вв. В связи с этим произошло полное отрицание принципов классической этики в этике неклассической. Среди основных направлений и течений этической мысли указанного периода можно отметить следующие:

1) новая христианская этика. В ее рамках была предпринята попытка совместить религиозную картину мира с данными науки за счет придания этой картине все более символического и иносказательного смысла, а также за счет решительного «антропологического» поворота всей религиозной проблематики к социально-этическим проблемам личности, проблемам ее нравственного самоопределения;

2) марксизм. В рамках этой теории содержались следующие этические принципы: источник ценностей, идей, сознания – общественно-исторический процесс, мораль – продукт общественного производства, формирование личности человека происходит в процессе его производственной деятельности, отмечается всесилие социальной практики;

3) эволюционная этика. Это учение было основано на эволюционной теории Ч. Дарвина, и вся этическая концепция строилась на принципе естественного отбора. Согласно мысли представителей этой школы природа безнравственна, а этический процесс направлен на преодоление этой безнравственности.

Мораль, по мнению одних из последователей этой теории (социал-дарвинистов), есть оружие слабых индивидов в борьбе за существование;

4) философия жизни Ф. Ницше. Согласно воззрениям представителей этого течения этической мысли мир отнюдь не разумен, познание человека ограниченное, а движут им инстинктивные жизненные стремления, слепая воля, страх и отчаяние от конечности, бессмысленности и обреченности собственного существования. Ницше утверждал, что причиной деградации европейской культуры являются такие ценности, как человеколюбие, разум и наука, идея социального равенства, демократия, социализм. Существенно в морали, по Ницше, только то, что она всегда есть «долгий гнет» и проявление стадного инстинкта в отдельном человеке;

5) метаэтика. Название этого учения означает рассмотрение этической составляющей этической теории, причин их несостоятельности, невозможности сформулировать общечеловеческие ценности. В рамках метаэтики было сформулировано требование запрещения притязаний этических теорий на научность. Метаэтика ставила задачу проанализировать природу этических и моральных суждений, используя для этого анализ моральных суждений и оценок, выраженных в языке, т. е. анализ языка морали.

Легко увидеть, что на настоящий момент времени существует огромное множество этических теорий, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, своих последователей и противников.

11 СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ ЭТИКИ

Каждое государство имеет свою культуру и специфическую этическую мысль, отличающуюся от мировой этической мысли, которая и складывается из национальных особенностей. Специфика российской этики сложилась уже у древних славян, подтверждением чему служат памятники фольклора и исторические факты. Уже здесь прослеживается отличие русской этической мысли от западноевропейской, в которой отмечается стремление к достижению своих целей любыми средствами и часто за счет окружающих людей.

Особенности российской этической мысли, ее непохожесть во многом определяются геополитическим положением государства. Именно благодаря этому российские нравственные установки и принципы имеют как восточные, так и западные элементы и в то же время содержат то, что выходит за рамки обеих культур.

Одной из специфических черт российской этической мысли является ее неопределенность, что создает большой простор для свободы выбора тех или иных этических ценностей и их соблюдения. Эта кажущаяся неукорененность морали связана с тем, что ее основания лежат гораздо глубже поверхности разума или внешних контуров социальной среды. Основания российской этики не являются рациональными, они мистичны. Именно поэтому ее понимание возможно не разумом, а душой, какими-то внутренними свойствами человека.

Еще одной немаловажной чертой российской этики является ее противоречивость. Русский человек может одновременно креститься и материться. Объясняется это тем, что крестное знамение призывает Бога, а матерная брань отпугивает черта. Здесь проглядывается определенный синтез языческих и православных традиций. Эта особенность вызвана исторической действительностью. Достаточно вспомнить, с каким трудом происходило крещение Руси.

Одной из центральных ценностей российской этики является героизм. Часто русский человек самостоятельно создает себе экстремальные ситуации, чтобы преодолеть их. Очень часто требование героизма выступало в нашей истории основным моральным стимулом для деятельности. Объяснение этому можно найти в истории, когда нашим далеким предкам приходилось отвоевывать у суровой природы право на существование.

Следующая особенность российской этики заключается в том, что центральное место в ней занимает понятие долга. Причем это понятие имеет свою специфику. Во-первых, долг перед обществом и государством всегда выше, чем долг перед самим собой; во-вторых, понимание долга не является конкретным, человек самостоятельно определяет его.

Сегодня проблема самоопределения стоит для России очень актуально. При ее решении необходимо делать упор на свои традиции и особенности.

3 МЕТОДЫ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Среди методологических оснований анализа этических учений можно выделить принцип конкретно-исторического подхода, который требует учета всех особенностей, дающих начало тому или иному этическому феномену и принципу развития.

Можно выделить два основных метода этической науки: теоретико-логический и эм-пирико-исторический. Каждый из данных методов имеет свои плюсы и минусы. Теоретико-логический метод позволяет выявить в истории этики закономерность, но при этом может привести к пренебрежению эмпирическим материалом.

Эмпирико-исторический метод ориентируется на тщательное изучение фактов, но это может привести к утрате логики исторического развития.

На основе этого можно сделать вывод, что для полноценного развития этической науки необходимо синтезировать эти два метода, обеспечить их работу в гармонии.

Иногда также выделяют дескриптивный (описательный) и проблемный подходы при изучении этики. Установка на один из методов изучения этики зависит обычно от задач исследования и конкретных обстоятельств, но наиболее актуальным является проблемный подход, который предполагает и глубокое знание эмпирического материала.

Большое значение при изучении этических учений имеет проблема классификации ее основных направлений. Учитывая наиболее общие подходы к определению и пониманию морали, часто выделяют такие главные направления, как натуралистическое и идеалистическое, в котором различают течения субъективно-идеалистического, объективно-идеалистического и религиозного характера.

Натуралистическое направление объединяет стремление объяснить мораль и высшие нравственные ценности с учетом природы человека, которая рассматривается преимущественно в биопсихологическом плане. Мораль, определяемая этой природой, должна быть адекватной формой ее проявления.

Натуралистический подход распадается на несколько течений, в основе которых лежит более конкретное упоминание источника морали: эвдемонизм связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем, гедонизм – с удовольствием, наслаждением, утилитаризм – с пользой, выгодой.

На некотором этапе развития этики как науки складываются такие методологические ориентации исследования, которые способны выходить за пределы двух основных направлений.

Данная типологизация методов исследования этических систем не считается единственно возможной. При изучении методов следует иметь в виду, что отнесение мыслителя в области этики к тому или иному направлению часто бывает условным. Заявляя, например, о своей приверженности конкретной традиции и разделяя ее основные взгляды, философ своим творчеством не только выходит за ее границы, но и способен разрушить ее фундамент.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник:

studfiles.net

Критика современных буржуазных этических концепций. в городе Саратов

В нашем каталоге вы можете найти Критика современных буржуазных этических концепций. по разумной стоимости, сравнить цены, а также изучить другие книги в группе товаров Книги. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка товара производится в любой город РФ, например: Саратов, Ульяновск, Астрахань.